Банковская система Пермского края представляет собой своеобразный парадокс. С одной стороны, привлекательность региона для банков очевидна. Пермский край имеет высокий промышленный потенциал и множество крупных предприятий, которые являются желанными стратегическими партнерами для любого банка. Соответственно конкуренция в банковском секторе Перми, по словам самих банкиров, крайне высока. Однако, с другой стороны, собственная банковская сеть Пермского края насчитывает всего 5 банков. Для сравнения сеть местных банков в сопоставимых регионах (Башкортостан, Свердловская область, Тюмень, Челябинская область) намного мощнее — в среднем в 2–4 раза. И если посмотреть на потенциал самих этих банков, то все они входят в первую сотню по величине активов — «СКБ банк» (Свердловская область), «Сургутнефтегаз банк» (Тюмень), «Кредитуралбанк» (Челябинск). По мнению пермских банкиров, по сравнению с ними пермские региональные банки даже вместе взятые — не конкуренты.
Недоглядели. Причиной того, что на сегодня местные банки суммарно занимают всего около 20 % регионального рынка, игроки называют недальновидную политику властей.
Генеральный директор ОАО АКБ «Перминвестбанк» Владимир Белозеров отмечает: «В Перми региональные власти, собственно, никогда не уделяли внимание банковской системе. Например, в свое время власти Свердловской области очень активно защищали интересы местных банков вплоть до того, что были времена, когда приход федеральных банков в Екатеринбург и Свердловскую область был затруднен. Подобная ситуация до сих пор сохранилась, например, в Татарстане. Такие действия помогли регионам преодолеть кризис и сохранить региональную банковскую систему. В Перми такого никогда не было. Хорошо это или плохо — судить сложно, но факт остается фактом — сегодня мы самые малочисленные».
По мнению заместителя председателя правления «Экопромбанка» Алексея Червонных, другая проблема – крайне неравномерное распределение рыночной власти с большим перекосом в сторону Сбербанка – также вызвана политикой властей. «Есть соседний пример — Екатеринбург, в котором самостоятельных кредитных учреждений намного больше, и Сбербанк там занимает порядка 25 %, тогда как у нас по разным сегментам 50 % и выше. Поскольку крупные предприятия, обеспечивающие жизнедеятельность местных кредитных учреждений, целенаправленно работали с местными банками, там Сбербанк находится в условиях жесткой конкуренции. У нас же, по крайней мере в период бурного становления, когда можно и нужно было формировать местную кредитно-финансовую систему, с местными банками практически никто не работал».
Однако руководитель отдела стратегического развития банка «Урал ФД» Денис Голубцов считает, что присутствие такого явного лидера, как Сбербанк, не может расцениваться как однозначный минус для банковской системы региона. «Конкурировать на рынке, где доминирует один или несколько игроков, всем остальным банкам непросто. Однако это же и стимулирует к повышению своей конкурентоспособности, к инновациям», — отмечает Денис Голубцов.
Слабое место. По мнению пермских банкиров, неразвитая сеть местных банков является слабым местом региона и может привести к ряду проблем. По мнению Владимира Белозерова, основные потери в этой ситуации понесут потребители банковских услуг. «Как правило региональные банки занимают ниши, которые позволяют работать на опережение и предоставлять конечному потребителю более индивидуальные услуги. Когда этой ниши нет, потребитель получает не то чтобы некачественный, но стандартный продукт. Региональные банки более гибкие. Федералы, даже если говорить о розничных продуктах, хотя и декларируют высокую скорость принятия решения, но на практике не справляются в силу объективных факторов. Так что региональные банки имеют в этом вопросе некий положительный лаг, что, безусловно, является плюсом для клиентов», – полагает Владимир Белозеров.
Однако, по словам Алексея Червонных, проблема может оказаться куда более серьезной. Червонных отмечает: «У нас около 70 кредитно-финансовых учреждений, из которых 5 местных банков, с тем или иным успехом работающих на рынке, и еще условно 65 кредитных учреждений, которые проводят политику своих головных офисов. Если завтра головной офис решит прекратить свою деятельность в Пермском крае, то для его клиентов исчезнет какая бы то ни было возможность оперативно решать возникающие проблемы. Абсолютно все решения по любым проблемам станут приниматься намного дольше, проходя через головной офис».
Начальник отдела маркетинга «Экопромбанка» Ирина Грачева видит в неразвитости банковской сети еще одну проблему для Пермского края. «Если посмотреть на статистику по средствам, которые головные офисы федеральных банков перечисляли в регион, и теми, которые они отсюда забирали, то долгое время Пермский край был ресурсным донором: деньги не работали здесь, а переправлялись в другие регионы. Это серьезно тормозит развитие территории. Мы сырьевой придаток и в этом смысле», – считает Ирина Грачева.
Кроме того, важно учесть и то, что федеральные банки, работающие на территории края, платят налоги в других регионах, что тоже немаловажно, учитывая, что банки — очень крупные налогоплательщики.
Самостоятельные банки. Все банкиры отмечают, что с точки зрения ресурса противопоставить что-то банкам федерального масштаба очень сложно, поэтому основным преимуществом местных банков перед федеральными является большая гибкость и оперативность в принятии решений. Это достигается за счет того, что региональные игроки обладают большей свободой в принятии решений, могут принимать на себя любую ответственность и разрешать все возникающие вопросы на месте. Поэтому, конкурируя с крупными федеральными игроками, местные пермские банки вынуждены искать для себя рыночные ниши, в которых они наиболее эффективно смогут использовать свои конкурентные преимущества.
Владимир Белозеров, генеральный директор ОАО АКБ «Перминвестбанк» отмечает: «Сегодня банки ищут наиболее оптимальные пути получения доходов с минимальными рисками. Например, местные банки активно идут в розницу, потому что, во-первых, это высокодоходный бизнес, во-вторых, менее рискованный. Когда мы говорим о корпоративном кредитовании – это подразумевает крупные объемы, а розница — это небольшие ссуды, которые в принципе даже при их невозврате серьезной угрозы для банков не несут. Так что в данной ситуации дело за выработкой хороших продуктовых линеек, развитием сети, чтобы иметь возможность продавать свои продукты».
Другой стратегической нишей для пермских банков является работа с малым и средним бизнесом — небольшие предприятия достаточно мобильны и зачастую требуют индивидуального подхода. По мнению Алексея Червонных, местные игроки готовы брать на себя большие риски и кредитовать фирмы на нестандартных условиях, компенсируя этим невозможность выдавать серьезные инвестиционные кредиты.
Однако, по словам Дениса Голубцова, ошибочно было бы думать, что мобильность и гибкость – это единственные сильные стороны местных игроков. «Помимо этого пермские банки стремятся сохранять и наращивать конкурентные преимущества по всем направлениям – продукты, процессы, каналы продаж и обслуживания, брендинг, продвижение. То есть во всем, что является инструментом в борьбе за клиента», – подчеркнул г-н Голубцов.
Что нового? Есть ли шанс, что в Перми появятся новые местные банки? Руководители банков полагают: такой шанс есть, но вероятность очень мала.
Алексей Червонных считает, что на текущий момент это уже не так актуально — банковский сектор Пермского края уже сформирован и достаточно насыщен. «Создать региональный банк с нуля не то чтобы очень сложно. Вопрос в том, кто будет этот банк насыщать капиталом и кто будет с ним работать. Должны сложиться какие-то совершенно чудесные условия, чтобы серьезный крупный бизнес пошел в новый, никому не известный банк», — отметил г-н Червонных.
Единственной возможностью обеспечить банк крупными клиентами, по его словам, может быть привлечение административного ресурса.
Однако г-н Червонных подчеркнул, что для укрепления местной банковской сети власти Пермского края вполне могли бы заняться серьезным продвижением региональных банков, запустив масштабный маркетинговый проект, аналогичный проекту «Покупай пермское», но нацеленный на сегмент банковских услуг. «Некоторое время назад я выступал с подобной инициативой, однако на нее никто не откликнулся», – заметил Алексей Червонных.