2 апреля состоялась пресс-конференция, на которой было объявлено о старте уже давно обещанного конкурса на замещение вакантной должности руководителя Пермской государственной художественной галереи. Ответ перед журналистами держали члены самочинно утвержденного жюри конкурса: вице-премьер краевого правительства Борис Мильграм (председатель), руководитель Музея современного искусства PERMM Марат Гельман (ответственный секретарь) и экс-директор ПГХГ Надежда Беляева (заместитель председателя). Помимо спикеров в коллектив жюри входят еще шесть человек — персоны не только общероссийского, но и мирового масштаба, в том числе Иосиф Бакштейн (комиссар Московской биеннале современного искусства), Ханс Ульрих Обрист (куратор международных проектов лондонской галереи Serpentine Gallery), Василий Церетели и Петер Цумтор.
Прием заявок от претендентов начнется 20 апреля и завершится 1 июня. Из всей массы соискателей будет сформирован шорт-лист, в который войдут 5–6 человек. С 1 по 6 июня состоится второй этап: кандидаты встретятся с Петером Цумтором и представят заранее подготовленную эскизную концепцию долгосрочного (не менее, чем на 10 лет) развития галереи. 6–7 июля, по словам организаторов конкурса, будут обнародованы его итоги. Конкурс носит максимально открытый характер: любой желающий может ознакомиться с его положением, равно как и принять в нем участие. Нет строгих рамок отбора претендентов: участник должен быть старше 18 лет, владеть русским языком, иметь высшее профессиональное образование и опыт работы в сфере музейного кураторства и на руководящей должности.
Положение о конкурсе регламентирует механизм подачи заявки. Помимо стандартного набора документов и резюме, кандидат должен специально к конкурсу создать письменную работу — эссе на тему «Музей в современном мире».
Борис Мильграм дежурно рассказал, что галерея переживает непростой и важный момент в своей жизни: «Новая концепция и методы менеджмента обеспечат мировое внимание, на которое музей и так претендует».
Марат Гельман признался, что его задача как эксперта жюри состоит в том, чтобы как можно больше претендентов узнали о проводимом конкурсе. Информировать предполагается не только российских, но и европейских специалистов. «Директор музея — это так же важно, как губернатор. И искать подходящего человека нужно так же страстно и теми же соревновательными методами», — рассказал г-н Гельман. В России, посетовал он, все делается иначе: решение, принимаемое кулуарно кучкой серых кардиналов, на поверку оказывается неудачным.
Марат Гельман:
— Это первый конкурс подобного рода и масштаба. Я надеюсь, что мы запустим моду на такие мероприятия. Мы уже это сделали. Мне позвонили из двух музеев и попросили выступить организатором конкурсов на руководящую должность. Я предложил им подождать, пока не станет ясно, сработала ли эта схема у нас.
Надежда Беляева, которая 2 апреля впервые после своей отставки вышла к прессе, похоже, присутствует в жюри в качестве лоббиста Юлии Тавризян. О своей коллеге г-жа Беляева отозвалась в положительных тонах, напомнив о ее заграничных стажировках и многолетней приверженности делу развития пермской культуры. Основными тезисами выступления г-жи Беляевой были следующие: «Галерея должна меняться, она заслуживает большего». Музей, по словам его бывшего руководителя, всегда был камерным учреждением, а сейчас наступает такой момент, когда ему предстоит ожить внешне, привлечь к себе внимание и вырваться из сугубо российского пространства. «Поэтому я бы пожелала моим соратникам по жюри интересных встреч», — заключила Надежда Беляева.
«Крупный специалист по вопросам галереи», как сам себя охарактеризовал Борис Мильграм, назвал слова Надежды Беляевой домашней заготовкой и намекнул, что претендентов на вакантный пост найдется достаточно. Правда, по мнению Марата Гельмана, в основном это будут молодые амбициозные специалисты, жаждущие признания. «Но мы не будем никого отвергать по формальным признакам, рассмотрены будут все кандидатуры», — пообещал галерист.
Юрий Милютин, директор Пермского академического Театра-Театра:
— Территория искусства интернациональна. Профессия художественного менеджера не может быть привязана к конкретной географической точке. Поэтому будет ли будущий директор галереи варягом или местным специалистом — это дело десятое, важнее, будет ли он профессионалом.
Андрей Родионов, пресс-секретарь Музея современного искусства PERMM:
— От будущего директора потребуется прежде всего боевой настрой и крепкие нервы. Не подготовленный в этом плане человек просто не сможет противостоять постоянному бюрократическому прессингу со стороны различных министерств. Постоянные проверки, дотошность требований к мелочам, — все это сможет выдержать только очень опытный человек.
Равиль Исмагилов, председатель пермского отделения Союза художников:
— Это должен быть человек, который хорошо ориентируется в местном искусстве и культурной обстановке. Его задача — максимально дистанцироваться от чиновничества, быть независимым. Что касается требований к опыту работы, то, например, Надежда Беляева начинала с нуля — она пришла в галерею как профсоюзный работник. Теперь она специалист высшего ранга.