Администрация губернатора Пермского края подошла к заключительному этапу формирования кадрового резерва главы региона. Комплексный механизм отбора и последующей работы с резервистами является новшеством в масштабах страны, но предполагает и существенные расходы для краевого бюджета.
Сам механизм отбора резервистов предусматривает три этапа. Выдвижение потенциальных кандидатов экспертным сообществом края (максимум по 5 человек от каждого эксперта, самих экспертов было более 100). В итоге на этом этапе было выдвинуто порядка 300 человек. Затем с каждым потенциальным кандидатом проводилось собеседование, он заполнял небольшую анкету. Об этом сообщил «bc» заместитель председателя департамента государственного управления администрации губернатора Пермского края Максим Попов.
На данный момент проходит третий, заключительный этап конкурса. «К нему были допущены 160 человек. Этот этап является для нас основным, суть его заключается в проведении многофакторного психологического тестирования (три теста и одно практическое задание) и активных методов оценки (ассессмент-центр) с разбивкой на микрогруппы и выполнением всевозможных заданий в течение целого дня. Разница здесь заключается в том, что первое тестирование направлено на выявление управленческого потенциала кандидата, а активные методы — на оценку уже имеющихся у человека компетенций», — пояснил г-н Попов.
Эти 160 человек были разделены на две группы, что связано с началом нового бюджетного цикла. «Тестирование первой группы из 89 человек прошло с 11 по 20 января. Оценку участников второй группы мы планируем завершить до 10 апреля, а в марте надеемся завершить формирование кадрового резерва губернатора. Разбивка тестовых мероприятий на два этапа обусловлена особенностями бюджетного финансирования и не связана непосредственно с организацией работы по отбору кандидатов. По итогам тестирования первой группы были составлены отдельные рейтинги кандидатов по каждой из двух форм тестирования, примерно у трети кандидатов наблюдается значительная разница между результатами психологического тестирования и ассессмента. Кроме того, сформулированы 14 основных управленческих компетенций (мышление, обучаемость, лидерские качества, коммуникативность, стиль управления и т. д.). По каждой из них также составлен отдельный рейтинг среди кандидатов», — поясняет г-н Попов.
Отбор кандидатов не будет окончательной стадией работы с кадровым резервом. «В дальнейшем мы планируем проводить подготовку резервистов на основе индивидуального плана развития в течение года. Для этого будет организовано обучение за счет бюджета, а также самоподготовка управленцев. Кроме того, мы будем привлекать их для участия в стажировках и в работе коллегиальных органов при государственной власти», — отмечает Максим Попов.
Отметим, что на тестирование первой группы (89 человек) было израсходовано около 1,9 млн рублей (порядка 20-21 тыс. рублей на человека). В соответствии с конкурсной документацией на оставшихся (71 человек) запланировано израсходовать около 1,3 млн рублей (примерно 19 тыс. на человека), но в администрации рассчитывают на дальнейшее снижение цены в результате проведения конкурса (на данный момент подано уже 4 заявки). Проведение тестов первой группы резервистов осуществляли специалисты «Приволжского кадрового центра» (Нижний Новгород).
По мнению руководителя одного из кадровых агентств Перми цена этой работы выглядит адекватной. «Судить о заявленной стоимости заказа сложно, но в целом она вполне рыночная, если учитывать, что агентство должно не только тестировать, но и принимать отзывы соискателей, отбирать их, проводить собеседования и тестировать. Что касается подбора кандидатов в резерв губернатора, то, возможно, я не знаю некоторых нюансов. Но первый этап предполагал выдвижение кандидатов от экспертов. Ко мне тоже обращались с просьбой порекомендовать отдельные кандидатуры, но никаких требований к ним обозначено не было», — поясняет источник.
Представители администрации, в свою очередь, уверяют, что процедура формирования кадрового резерва с привлечением экспертов, проведением масштабной комплексной оценки управленческих компетенций и с последующей подготовкой резервистов проводится впервые не только в ПФО, но и в России. «В конечном счете мы должны прийти к главной цели проекта — рассмотрение и назначение резервистов на руководящие должности на всех уровнях власти Пермского края, в том числе и на назначаемые должности в органах местного самоуправления. Кроме того, будет создана специальная база данных. Там разместятся индивидуальные портреты каждого резервиста, чтобы пользователи этой базы, прежде всего губернатор края, задав определенные параметры, смогли получить список лиц, которые соответствуют требованиям», — сообщает г-н Попов.