За последние два года в Перми увеличилось количество учреждений дополнительного профессионального образования. По данным справочной системы «Дубль-ГИС», в категории «профессиональная переподготовка/повышение квалификации» на сегодня значатся 50 организаций (2010 год — 28), в категории «обучение бизнес-профессиям» — 12 (2010 год — 11), а в бизнес-тренингах — 45 (2010 год — 35). Однако, несмотря на рост предложения в посткризисный период, игроки рынка сходятся во мнении, что пермский рынок по-прежнему развит недостаточно.
Конкуренция слабых.
По словам Вадима Грабаря, декана факультета профессиональной переподготовки НИУ ВШЭ — Пермь, главная проблема в том, что после кризиса заметно упала приоритетность образования в числе других статей расходов. «Рынок дополнительного образования с началом кризиса 2008 года испытал шок, а потом попытался оживиться за счет предложения антикризисной тематики в обучении. Ничего не вышло. Для бизнеса и для рядового гражданина учеба отошла даже не на второй, а на третий план. В то время эпоха бурного роста закончилась, наступила стагнация для большинства бизнес-школ. И только сегодня начинается некоторое оживление», — отметил Вадим Грабарь.
Характерными чертами пермского рынка дополнительного образования, по мнению экспертов, является нехватка действительно сильных игроков. В основном между собой борются небольшие компании, а конкуренция происходит главным образом за счет цены и эксплуатации прежних заслуг. Кроме того, по мнению Владимира Шуткина, заместителя директора Пермского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, если для специалистов среднего уровня в Перми предоставляются достаточно качественные образовательные услуги, то программы по обучению топовых специалистов — в дефиците.
Ольга Котельникова, директор Школы бизнеса «ЛИНКама», считает, что пермский рынок очень размыт. «Нет четкой дифференциации рынка по дополнительным услугам: сюда относят и МВА, и семинары, и тренинги, и консалтинг, и коучинг. У потенциальных потребителей не сформировалось представление о том, где какие услуги можно получить. Игроков на рынке много, качество их программ и семинаров очень различно. Порой некачественная услуга одной компании негативно сказывается на всем рынке», — подчеркнула Ольга Котельникова.
По словам Натальи Карповой, декана факультета дополнительного и инновационного образования Пермского государственного института (академии) искусства и культуры, если сравнивать пермский рынок дополнительного образования с другими регионами, в частности с Екатеринбургом, то становится очевидно, что наш развит слабее. «Однако потребность, которую демонстрирует пермский потребитель, в целом удовлетворена», — уверена Наталья Карпова.
Не хуже Москвы.
Что касается ассортимента услуг, предлагаемых на пермском рынке дополнительного образования, он достаточно широк. «В Перми, как в Греции, есть все. Можете в интернете посмотреть предложения наших вузов и центров, а потом выйти на московские сайты. Все как под копирку. И замечу, зачастую по качеству не хуже московского обучения. Это касается следующих направлений — менеджмент, экономика, финансы, учет, HR, продажи, логистика, маркетинг, право, налоги, ИТ-технологии во всем разнообразии, управление проектами, психология, дизайн, инжиниринг и так далее», — отметил г-н Грабарь.
Наталья Карпова согласна и отмечает, что в последнее время организации-клиенты все чаще высказывают недовольство, когда им предлагают дорогостоящие и раскрученные столичные и западные продукты вместо менее затратных, но не менее качественных местных. По ее словам, если раньше спрос на пермское допобразование был низок, то сейчас многие оценили преимущества работы «на местах», когда подход исполнителей в удовлетворении потребностей более тонкий, индивидуальный, с большей ответственностью за результат.
Одним из наиболее перспективных направлений дополнительного экономического образования в настоящее время, по мнению заместителя декана экономического факультета ПГНИУ, руководителя программы МВА Людмилы Киченко, является обучение по программам МВА (Master of Business Administration). «Многие работники среднего руководящего звена задумываются о карьерном росте, а для этого необходимо повышение уровня профессионализма, чтобы появилась возможность претендовать на более высокую должность или большую зарплату. МВА — это тот инструмент, который, несомненно, повышает конкурентоспособность работников», — уверена Людмила Киченко. Кроме того, на рынке дополнительного профессионального образования Перми широко представлены такие направления, как государственное и муниципальное управление, юриспруденция, менеджмент, экономика и финансы.
Негативное влияние.
Проблем, сдерживающих развитие рынка, несколько. Среди них, по мнению Владимира Шуткина, следует отметить правовую неотрегулированность вопросов лицензирования и аккредитации программ дополнительного профессионального образования, что создает неравные конкурентные условия для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Другой сложностью является очень нестабильный спрос на этот вид услуг. «Пермяки никогда особенно не хотели тратиться на дополнительное образование, поэтому денежный ручеек так и не превратился в полноводную реку для провайдеров образовательных услуг», — посетовал Вадим Грабарь. По его словам, в среднем за программу переподготовки пермяк готов выложить от 30 до 40 тысяч рублей в год, за программы повышения квалификации, семинары и тренинги — от 7 до 15 тысяч.
При этом чаще всего, по мнению эксперта, интерес к обучению проявляют не бизнес и не частные лица, а государство в лице министерств, служб занятости, администраций, а также муниципалитеты. С ним соглашается и Владимир Шуткин. «За прошедшие 2-3 года это основной заказчик, строгий и очень требовательный. Крупный бизнес по объему спроса не дотягивает до государства, но сегодня пытается наверстать упущенное. Средний и малый бизнес пока отстает, что вполне объяснимо. Это связано с наличием возможностей инвестирования в развитие человеческого капитала», — уверен Вадим Грабарь.
По мнению Ольги Котельниковой, в настоящее время главной задачей организаций, работающих в сфере дополнительного профессионального образования, является формирование у общества и бизнеса потребности в постоянном и целенаправленном обучении. «У нас пока эта тенденция находится на стадии моды, — считает эксперт. Прошел пик моды на МВА, на коучинг, на бенчмаркинг и т.д. Необходимо всплески моды на обучение трансформировать в постоянную потребность постоянного совершенствования и образования. «Век живи — век учись»: эту народную мудрость пока еще никто не отменял».
Выбирают по доходу.
Решающим фактором при выборе учебного заведения, по мнению Людмилы Киченко, прежде всего становится репутация учебного заведения и доход выпускников программы. «Стоимость обучения хотя и важна, но на самом деле является вторичным фактором. При этом, как правило, цена соответствует качеству — чем выше качество обучения и карьерные возможности, которые открываются выпускнику, тем выше цена», — отметила Людмила Киченко.
По мнению Вадима Грабаря, побеждает в борьбе за клиента тот, кто имеет современную инфраструктуру и хорошо подготовленных преподавателей и тренеров. «Сегодня именно нематериальные активы становятся основным источником конкурентоспособности на этом рынке», — уверен эксперт.