В Екатеринбурге в Уральском филиале центра современного искусства (УФ ГЦСИ) открылась выставка «Принцип удовольствия», на которой представлены произведения искусства из частной коллекции пермяков Агишевых.
Для УФ ГЦСИ это не просто выставка, а своеобразное погружение в мир современного коллекционера, собирающего предметы искусства. Сегодня люди вкладывают деньги в картины по разным причинам: кто-то ищет защиту финансовых средств от инфляции, а для кого-то коллекционирование — страстное увлечение. Чаще всего коллекция вольно или невольно становится отражением личности собирателя, его мыслей и пристрастий.
Исследовать логику частного коллекционирования, выявить принципы формирования коллекции — эти задачи поставили перед собой организаторы выставки «Принцип удовольствия».
«Это была очень сложная задача для куратора: в рамках одной экспозиции надо было соединить так много пластов современного искусства»
Основой коллекции семьи Агишевых стали приобретенные ими произведения художников наивного искусства и художников-аутсайдеров.
Другая часть семейной коллекции — это современное российское искусство. Здесь собраны работы как малоизвестных современных художников, так и ведущих художников актуального искусства, признанных на международной арт-сцене.
«Это была очень сложная задача для куратора: в рамках одной экспозиции надо было соединить так много пластов современного искусства. Но все удалось, — рассказывает Алиса Прудникова, директор Уральского филиала Государственного центра современного искусства. — Мой вклад в выставку — это распределение картин по комнатам, своеобразный ключ к выставке. Вся остальная работа досталась куратору Свете Усольцевой, и она справилась прекрасно. В такой выставке самое сложное то, что на тебя сваливается огромное количество работ и все они прекрасного качества».
Комнаты, о которых говорит Алиса Прудникова, — это реальные комнаты музея, который расположен в старом здании и не отличается большим размером помещений, и одновременно это разделы выставки «Принцип удовольствия». Замысел куратора состоял в том, чтобы представить себе воображаемую квартиру коллекционера и определить: какие картины тот повесил бы в своей квартире и как распределил их по комнатам. Для более точного проникновения в замысел куратора на полу были нанесены крупные надписи: гостиная, спальня, детская, кабинет и другие.
Просматривая выставочные работы, каждый посетитель мог сам определить, насколько его восприятие картин совпадает с видением куратора, и в своем воображении перенести их в нужную комнату.
В благодарственном слове Надежда Агишева отметила, что, конечно, картины эти (по крайней мере большая их часть) в реальном доме не живут, но трогательная история с воображаемым устройством квартиры ей очень понравилась.
Неординарный ход позволил не возникнуть диссонансу при просмотре таких разных работ, как, например, фотолисты Арвена Савадова из заведомо провокационной серии «Донбасс-Шоколад» с брутальными шахтерами, наряженными в балетные пачки, и металлические картины-инсталляции Дмитрия Гутова. На выставке были представлены картины Веры Бартовой, Константина Звездочётова, Максима Каеткина, Эдуарда Солодкова, Леонида Тишкова, Дмитрия Цветкова, Кирилла Шаманова и многих других.
На открытии выставки в УФ ГЦСИ, несмотря на жаркий пятничный вечер, было очень много зрителей, что удивило пермских журналистов, также присутствовавших на торжестве.
Как рассказала Алиса Прудникова, директор УФ ГЦСИ, «Принцип удовольствия» — первая из целой серии выставок, посвященных частным коллекциям.
Фото - Наталия Сизова