07 декабря 2013, 14:47   1021

Что почитать и что посмотреть. Рекомендации "bc" на выходные

Что  почитать и что  посмотреть. Рекомендации "bc" на выходные

Продукт: «Капитан Филлипс» Режиссер: Пол Гринграсс

Что  почитать и что  посмотреть. Рекомендации Капитан Филлипс — ничем не примечательный американец, работяга и знаток своего непростого дела. И пусть у него ответственная должность — он шефствует над многотонным торговым судном, но сам он человек небольшой, скромный и семейный. Встать на тропу войны с сомалийскими пиратами для него было бы самым последним желанием, если бы ему был предоставлен выбор. Пираты, конечно, разрешения Филлипса спрашивать не стали и захватили его корабль со всем грузом и немногочисленным экипажем с целью получения выкупа. Сомалийцам терять нечего, а вот главный герой совсем не выглядит человеком, способным вступить в бескомпромиссную схватку с чернокожими пришельцами, ведь у него дом, дети, начальство, два десятка подопечных и так далее. И теперь каждое слово Филлипса идет в зачет общего результата, любая ошибка станет роковой.

Сомалийские пираты, которые еще недавно были могучими ньюсмейкерами и чуть ли не каждый месяц взрывали информационные чарты своими выходками, наконец-то удостоились внимания кинематографистов. Мы получаем распространенную в общем-то историю о том, как несколько вооруженных проказников противостоят безоружным и испуганным матросам, безуспешно требуют денег, а затем встречают неожиданный отпор. В данном случае сюжет демонстрирует столкновение двух цивилизаций или даже двух начал: европейского капиталистического хладнокровия и варварской жестокости. У первого есть разум, у второго — отчаяние. У первого есть деньги, у второго — желание их отнять. Первый знает, через сколько прибудет подмога, второй знает про первого только одно: никакое хладнокровие не выдерживает продолжительной и сильной боли.

Пираты XXI века, те, что родом из Сомали, поданы в несколько комическом ключе: крикливые, вездесущие и, кажется, испуганные не меньше своих противников, в болтающихся на тощих телах засаленных майках. Они строят друг другу козни, стреляют от бедра и говорят на ломаном английском.

Фильм, конечно, не зря называется именем главного героя, так как именно он диктует условия его развития. Филлипс, безусловно, — самая примечательная фигура в сюжетной перспективе: американский семьянин, подтянутый и внятный, он вполне осознает степень риска, которому подвергается, пребывая в сомалийских водах, но этот риск умеет оправдать разумом и логикой. К тому же, как признается он сам, каждый делает свое дело, и это дело нельзя взять и просто так оставить. И лишь когда на него направляют дуло автомата Калашникова и он остается один на один со следующей секундой, которая может и не наступить, только в этот момент «белый воротничок» Филлипс воспрянет от своего западного забытья и станет тем, кто он есть на самом деле, — героем.

Вердикт «bc»: полный вперед

Продукт: «Детский оракул: по страницам настольно-печатных игр» Автор: Марина Костюхина

Настольные игры в России да и по всему миру всегда пользовались неизбежной популярностью, так как удовлетворяли необходимость семейного досуга и позволяли скоротать свободное время в динамичной и занимательной манере. Сейчас, рассматривая настольные игры минувших эпох с высоты здешних виртуальных развлечений, мы, кроме прочего, признаем в них исторические артефакты, знаки отдельно взятого века, а то и десятилетия, предмет научного анализа.

Культуролог Марина Костюхина не отказала себе в дотошности и размахе, избрав предметом исследования настольные игры в России XVIII-XX веков. Вот как в двух словах характеризует труд Костюхиной его издатель: «Какие игры были общеупотребительными, как эти игры конкурировали с азартными, каким целям помимо досуговых следовали составители игр и как к этому относились дети — об этом рассказывает книга».

В России так уж повелось, что даже самые банальные игры — лото, карты, панорамы, «гуськи» — должны были не только развлекать, но и, по замыслу их создателей, образовывать и воспитывать. С помощью настольных игр обучали иностранным языкам и правилам благопристойности, рассказывали об устройстве мира и текущем политическом моменте, проверяли знание истории и литературы.

Костюхина, разумеется, не только фиксирует правила и назначение настольных игр, но детально и грамотно обрисовывает бэкграунд — исторический момент, соотношение конкурирующих сил. Чаще всего именно конфликт (с церковниками, буржуазией или другим государством) являлся вполне достаточным поводом для того, чтобы наладить производство очередной серии игр. Отличились здесь, судя по всему, большевики, «игровое» наследие которых впечатляет не только читателей, но и, кажется, самого автора. Детей обучали азам владения азбукой Морзе, позволяли влезть в шкуру красных командиров, теснящих белогвардейцев на полях сражений Гражданской войны, и даже лото было «переиздано» с целью служения «гимнастике военной мысли». Кстати, всем известный «морской бой» также вышел из той эпохи и в свое время бил все рекорды популярности. «Для игры в советских игротеках были оборудованы специальные деревянные доски с высокими краями, закрывающими от противника расположение кораблей. Но играть в «морской бой» можно было где угодно (в том числе на школьных уроках), достаточно только карандаша и листка в клетку. В течение нескольких десятилетий советские школьники развлекались на уроках именно этой игрой», — пишет Костюхина.

Как бы то ни было, но именно «бэкграунд» становится ключевым моментом в книге «Детский оракул» — он как бы оправдывает исследовательскую часть, делает логичным все выводы автора и заодно служит предисловием к каждой новой главе. Поэтому к прочтению рекомендуется не только увлекающимся теорией игр, но и тем, кто готов взглянуть на историю Отечества с нового ракурса.

Рекомендации «bc»: читать

Все новости компаний