На минувшей неделе краевой арбитражный суд постановил, что ОАО «Пермский свинокомплекс» может расплатиться перед основным кредитором в течение пяти лет. Такую просьбу в ходатайстве обозначило само предприятие. Таким образом, долг в 530 миллионов перед кипрской компанией Kalkfeld Holdings Limited свинокомплекс будет гасить ежемесячно (по 9 млн рублей) за счет собственных средств.
Одновременно с этим в распоряжении «bc» оказался документ, адресованный Полномочному представителю Президента в Приволжском федеральном округе Михаилу Бабичу от краевого министерства сельского хозяйства. В нем описывается сложившаяся ситуация с банкротством предприятия, в котором обвиняется бывший гендиректор свинокомплекса Светлана Хлюстова.
Напомним, против последней в начале 2013 года было возбуждено уголовное дело по статье «Злоупотребление полномочиями». ОАО «Пермский свинокомплекс» выступало в качестве потерпевшей стороны, утверждая, что противоправная деятельность г-жи Хлюстовой нанесла материальный ущерб в размере более чем 200 млн рублей. Дело в итоге было прекращено 17 сентября 2013 года в связи с недостаточностью доказательств.
30 октября предприятие с заявлением обращалось в Управление Генеральной прокуратуры в Приволжском федеральном округе. В нем нынешнее руководство свинокомплекса просило возобновить уголовное дело. Генпрокуратура, в свою очередь, направила все документы по делу на проверку в краевую прокуратуру. Та отослала их обратно в конце ноября. В середине декабря свинокомплексу «в удовлетворении заявления отказано без указаний мотивов».
«Действия различных подразделений прокуратуры были сведены к пересылке материалов дела из г. Перми в г. Нижний Новгород и обратно. На детальную проверку заявления времени не осталось в связи с истечением процессуальных сроков», – говорится в письме минсельхоза к г-ну Бабичу. Там же чиновники утверждают, что в материалах уголовного дела есть достаточно доказательств вины бывшего гендиректора свинокомплекса.
Далее рассказывается о связях г-жи Хлюстовой с ЗАО «Премиум-уголь», в интересах которого она якобы действовала, «заключая незаконные и заведомо невыгодные предприятию сделки, которые привели к резкому увеличению задолженности» краевого предприятия. Отмечается также, что г-жа Хлюстова не согласовывала свои действия ни с ФАУГИ (уполномоченным представителем Российской Федерации – собственника полного пакета акций предприятия), ни с федеральным минсельхозом.
«Действия Хлюстовой С. Ю. привели к резкому увеличению кредиторской задолженности предприятия с суммы около 200 млн рублей до суммы более чем 530 млн рублей. Кроме того, кредитором ОАО «Пермский свинокомплекс» стала оффшорная компания, зарегистрированная на Кипре, – Kalkfeld Holdings Limited. Хлюстова С. Ю. признала требования указанной оффшорной компании и активно способствовала попыткам их погашения путем полной продажи имущества предприятия», – говорится в письме.
Также в нем выражается несогласие с мнением следователя относительно того, что обвиняемая не использовала свои полномочия «в целях извлечения выгод и преимуществ для себя или других лиц» (такой вывод, кстати, и привел к закрытию дела), а задолженность перед Kalkfeld Holdings Limited в размере более полумиллиарда рублей обозначается как «несуществующая». Также в письме утверждается, что «в рамках расследования… не в полной мере проведены мероприятия по установлению связи» г-жи Хлюстовой с кипрским оффшором, и что она якобы находилась в сговоре с руководством Kalkfeld Holdings Limited.
Письмо заканчивается следующим абзацем: «Бездействие работников прокуратуры, которые с октября по декабрь 2013 года были заняты пересылкой материалов уголовного дела, препятствует полному и своевременному расследованию преступных деяний Хлюстовой С. Ю. и позволяет кипрской оффшорной компании присваивать имущество государственного предприятия, которое является основой мясной промышленности в регионе, и тем самым подрывать продовольственную безопасность Пермского края».
Министр сельского хозяйства Пермского края Иван Огородов подтвердил, что такое письмо было написано минсельхозом и отправлено адресату, а также отметил, что поддерживает позицию, описанную в письме. «Я действительно считаю, что основная масса задолженности перед кипрским оффшором была искусственно создана Хлюстовой. Пересмотр дела с целью доказательства ее вины – это прерогатива правоохранительных органов. Но заявление о том, что дело следует возобновить, мы им написали. Думаю, сложившаяся ситуация и дальше будет рассматриваться в судах», – рассказал г-н Огородов. Он также добавил, что выплачивать долги перед Кипром из оборотных средств, пусть даже в рассрочку, предприятию будет крайне проблематично.
«Сегодня 20% выручки от всей производимой сельскохозяйственной продукции в крае – заслуга «Пермского свинокомплекса». Кроме того, данное предприятие – основной производитель свинины в Прикамье. Предприятий, аналогичных по масштабу производства, на сегодняшний момент в крае нет. Но краевой и федеральный бюджеты в прошлом году оказывали поддержку свинокомплексу по приобретению кормов. В 2014 году поддержка со стороны краевого правительства и Федерации не прекратится», – рассказал министр, добавив, что руководство региона и краевой минсельхоз будут предпринимать все возможные усилия по сохранению предприятия на плаву.
По его словам, если свинокомплекс сохранить не удастся, то это не только лишит Прикамье свинины собственного производства, но и создаст социальную напряженность как для поселка Майский, где предприятие является градообразующим, так и для всей экономики края.