Велосипедистов в Перми сезон от сезона становится все больше. Энтузиасты говорят, что если на улицах города комфорта для передвижения и не прибавляется, то уж психологически проще стало точно — автомобилисты, наконец, обратили внимание на двухколесных участников движения, а велосипедисты запомнили простые правила для собственной безопасности. Но, говоря на чистоту, это пока все, что Пермь может предложить владельцам «железных коней».
Несмотря на то, что велоинфраструктура Перми, по словам специалистов, находится в зачаточном состоянии, количество участников традиционного ежегодного открытия велосезона растет. 18 мая велопробег собрал, по оценке организаторов, около трех тысяч человек. «По собственным ощущениям, даже больше. Приятно, что этот вид транспорта становится с каждым годом все популярнее», – написал по этому поводу на своей странице в Facebook глава города Игорь Сапко.
Константин Никаноров, лидер сообщества «ВелоПермь»:
Сейчас передвигаться по улицам города небезопасно, потому что велодорожек не так много. К тому же у нас культура вождения автомобилей не настолько развита, чтобы велосипедисты могли чувствовать себя в безопасности и всегда соблюдать правила – ездить по проезжей части, а не по тротуарам. Мне кажется, автомобилисты боятся велосипедистов, ждут, что последние могут как-нибудь неадекватно себя повести — вильнуть в сторону, например. В итоге автомобилист сбивает велосипедиста и остается «виноватым». Среди обладателей «байков», действительно, встречаются отдельные люди, которые либо не читали правил дорожного движения, либо вообще безответственно относятся к ним. В целом ситуация на дорогах не изменилась, комфорта для владельцев велосипедов не прибавилось, только, может быть, психологического.
Вышло новое мобильное приложение для Android, где есть необходимая информация для велосипедистов — velo.perm.ru.
С большой осторожностью нужно ездить по узким улицам в Перми. Например, у Центрального рынка я вообще стараюсь не ездить. В туннеле на Локомотивной тоже очень узко и опасно. Для велопрогулок советую улицу Ленина, парк Балатово. В парке как раз сейчас оборудуют пешеходную дорожку, ее хотят сделать и велосипедной — велосипедисты смогут ехать, не мешая пешеходам.
Максим Кис, начальник Пермской дирекции дорожного движения:
Должен сказать, что когда мне задают вопрос про уровень развития велоструктуры в Перми, я понимаю, какой она может быть или должна быть, и не менее ясно осознаю, что мы находимся сейчас в зачаточном состоянии. Мы пока с вами трудимся над тем, чтобы сделать в городе хотя бы две-три более или менее приличные велодорожки, которыми было бы удобно пользоваться. Пока еще и этого мы не сделали.
На сегодняшний день у нас есть следующие «элементики» велоструктуры, которые пока не складываются в систему. Это 4 велодорожки, которые имеет смысл доводить до ума: на улице Ленина, Крупской, на проспекте Парковом и на улице Маршала Рыбалко. Также есть небольшая сеть велопрокатов. К сожалению, работа точек велопроката идет не слишком стабильно. Вопрос велопарковок в городе решен, возможно, не самым удачным образом. Они расположены около некоторых торговых центров, предприятий, учебных заведений. Те велопарковки, которые стоят в общественных пространствах, особой популярностью не пользуются из-за краж.
В Перми несколько объективных факторов не позволяют нам претендовать на то, чтобы велосипед стал, как в некоторых городах, массовым средством транспорта. Главное и непреодолимое препятствие — это климат. Кроме того, наш город весьма
«распределен», он, как говорят, рыхлый. Это приводит к тому, что поездки по Перми достаточно длинные, и даже тот человек, который хочет использовать велосипед как средство транспорта, вряд ли поедет на нем с Гайвы в центр города.
В плане развития инфраструктуры мы ничего не изобретаем — все об этом в мастер-плане и генплане сказано. Планов на текущий сезон, как это обычно бывает, много, а средств — мало. Намечено восстановление и обновление велосипедной дорожки на улице Ленина. Также в планах восстановление велодорожки на улице Крупской и приведение в порядок велодорожки на улице Маршала Рыбалко. В следующем году займемся велодорожкой на Парковом.
Игорь Сапко, глава Перми:
У нас в Перми очень активное велосообщество. Оно генерирует массу интересных и полезных идей, и при небольшой поддержке муниципалитета получается хороший результат. Планируем обсудить расширение проекта «Пермское кольцо». Есть мысль сделать на следующий год спортивный праздник с различными акциями и мероприятиями, так или иначе связанными с велосипедом. Также в этом году «ВелоПермь» возобновляет работу велошколы, которая кроме обучения правильной езде выполняет еще и важную функцию по пропаганде правильного передвижения на велосипеде по городу, соблюдению правил дорожного движения.
Константин Долгановский о своих встречах с велосипедистами на дорогах Перми:
Безусловно, нельзя грести всех под одну гребенку. Есть исключительно вменяемые, думающие и соблюдающие ПДД велосипедисты, их немало. Увы, большая часть имеет весьма слабое представление о ПДД и еще меньше желания их соблюдать. Велосипедистам просто чихать на дорожные законы, именно из-за этого уже не одно ДТП закончилось для них в морге, а для автомобилистов – в суде. «Но ведь автомобилисты тоже нарушают!» – возопит визгливый хор не очень умных людей, которые почему–то совершенно не принимают во внимание, что за малейшую провинность на дороге автомобилист может быть наказан, подчас весьма существенными суммами. А на мой вопрос – когда начнете штрафовать велосипедистов? – офицер ДПС отвечает вопросом: ну а как нам за ними гоняться? В итоге безнаказанность порождает вседозволенность. Велосипедисты ездят абсолютно беспорядочно – как хотят, где хотят, по дорогам и тротуарам, на какой угодно свет, без шлемов, иногда в нетрезвом состоянии.
Взял и обогнал мопед
Мопеды в Перми – пока редкий вид транспорта. Водители автомобилей не всегда бывают адекватны по отношению к такой невидали на проезжей части. Елена Печищева рассказывает о своем опыте передвижения по городу на мопеде:
Я вполне уверенно чувствую себя на дорогах Перми. Думаю, папа может гордиться моими сигналами при повороте и перестроении – я стараюсь четко обозначать свои намерения на дороге. Пермские водители автомобилей не совсем привыкли к таким, как я. Поэтому возникают ситуации, когда им кажется, что я должна их пропустить или прижаться куда-то к обочине. Но это совершенно не так, у меня такое же транспортное средство, и за его рулем такой же человек. Будет хуже, если я выскочу внезапно. Есть еще один момент, который я пока не могу осмыслить: некоторые мужчины-водители пытаются «зарубиться» со мной – вроде кто быстрее. Они непременно хотят уйти со светофора первыми или перегнать меня потом. Это очень меня веселит, потому что соревноваться с мопедом, максимальная скорость которого 70 км/час, достаточно смелый выбор!
Справка
В покупке велосипеда все зависит от того, для чего он нужен. Если человек собирается кататься по покрытиям — по асфальту в городе или паркам, то подойдет обычный городской велосипед — «сити-байк». У него более прямая посадка, более удобная. А если хотелось бы выезжать на грунтовые дороги и ездить по пересеченной местности, то нужен очень популярный сейчас горный велосипед. На них посадка более спортивная, имеется нагрузка на руки.
Экипировка велосипедиста должна быть удобной, практичной. Велоперчатки, которые защищают от мозолей или от микровибраций, удобный эргономичный рюкзак, в котором спина продувается, спортивная одежда (желательно ярких цветов, чтобы быть заметным на дороге) — это важно. Экипировкой также можно назвать задние фонари, передние фары для передвижения в темное время суток. Необходим ли велосипедисту шлем, решает он сам, по правилам этот элемент экипировки не обязателен.