Менеджер международных проектов Дуйсбург-Пермь, немецкий художник Рюдигер Айххольц, и пермские школьники презентовали результаты совместного творчества. В течение десяти дней школьники, которые занимаются в творческих студиях и кружках Дворца детского (юношеского) творчества – художественной школе «Мечта» и дети, обучающиеся по программе «Детство. Равные возможности», создавали свои скульптуры. Мастер-класс стал частью фестиваля «Творчество без границ», а получившиеся арт-объекты из газобетона – частью городской среды. Новые арт-объекты заняли свое место в сквере на территории Дворца детского (юношеского) творчества. Рюдигер Айххольц рассказал «bc», чему взрослые могут научиться у детей и как могут сосуществовать искусство и политика.
- Сегодня здесь, в Перми, мы видим осязаемые результаты сотрудничества Перми и Дуйсбурга – это скульптуры, которые пермские дети сделали вместе с вами. Хотелось бы узнать о результатах этого сотрудничества в целом. Как вы можете оценить эффект для немецкой стороны?
- – Сотрудничество с городами-побратимами очень важно не только в плане искусства, но и в экономической, политической и других сферах. Обе стороны – как Пермь, так и Дуйсбург – учатся чему-то новому друг у друга.
- Чему именно, если мы говорим о Дуйсбурге?
- – Я не могу ответить за весь город, но расскажу о том, чему научился в Перми лично я. Например, работая с пермскими кузнецами, мы не просто обменивались какими-то техническими приемами. Большое значение для меня имеет эмоциональное взаимодействие. В этом плане я получаю здесь то, что не всегда могу найти в Германии. Наблюдая за детьми во время мастер-классов, я вижу то, чему стоит поучиться взрослым. Дети бывают удивительно сконцентрированы на том, что они делают, а еще они умеют чутко и внимательно слушать. Взрослым этого не хватает.
- Когда вы говорите о том, что получаете здесь эмоции, которых нет в Германии, что вы имеете в виду?
- – Россияне кажутся мне более открытыми, с ними легко наладить контакт. Я встречаю здесь людей, с которыми могу общаться, несмотря на то, что я не знаю их языка, а они не знают моего. Возможно, именно открытость, готовность понять другого отличают русского человека от западного. На Западе все думают только о работе и карьере.
- Отношение к русским и России на Западе и в Европе сейчас неоднозначно в силу событий на Украине. Заметна ли перемена в отношении к России в Германии?
- – Те вещи, которые мы видим по телевизору, показывают Россию не с лучшей стороны. Однако в европейских новостях эта тема не занимает такого большого места в эфире, как здесь. В России только про Украину и говорят. Я согласен со словами Игоря Сапко о том, что большая политика не всегда влияет и не должна влиять на партнерские отношения городов-побратимов. Глядя на то, что происходит сейчас на Украине, я думаю, что некоторые города являются всего лишь пешкой в большой политике. Хочу добавить, что люди, у которых есть хоть капля понимания и здравого смысла, не должны позволять масс-медиа манипулировать собой, и должны формировать собственное мнение. Например, на фестивале кузнецов «Горнило Сварога» были представители и Германии, и Украины. Мы прекрасно работали, спокойно ужинали вместе, и у нас не было никаких конфликтов и проблем с коммуникацией.
- Вы уже шесть лет регулярно приезжаете в Пермь и можете судить о городе, об изменениях, которые с ним происходят.
- – Я вижу, что картина города меняется, появляются новые здания, очень много реставрируется. Мне понравилась обновленная набережная. Еще я заметил, что в Перми стало больше велосипедных дорожек.
- А перемены, связанные с искусством, с отношением к паблик-арту?
- – Глядя на город как гость, я не заметил таких изменений. Кстати, из пермских паблик-арт-объектов я очень люблю деревянную букву «П» возле железнодорожного вокзала.
- Я задала этот вопрос потому, что некоторые арт-объекты стали убирать с улиц Перми, и судьба буквы «П» тоже была под вопросом.
- – Есть два направления, в которых может развиваться искусство. Первое – это реализация глобальных проектов, которые требуют больших вложений, а второе – работа над небольшими и менее дорогостоящими проектами, направленными на решение конкретной задачи. Первые часто являются спорными в силу высокой стоимости, но вряд ли есть причины отказываться от реализации вторых.
- Ваши проекты находятся в русле второй традиции?
- – Да, это так. Однако если мы посмотрим, к примеру, на сегодняшний проект, то увидим, что он не заканчивается на нескольких занятиях с детьми. Я надеюсь, что для юных мастеров эти работы не последние, и дети будут продолжать творить. Мы не зря выбрали столь доступный материал – газобетон, который можно купить в строительном магазине. Самый важный момент в том, что мы не ограничились замкнутым мероприятием, «сделали что-то для себя и разошлись». Скульптуры, выполненные детьми, останутся на улице, они созданы для горожан.
- Значит, их можно считать арт-объектами в полном смысле?
- – Скорее всего, те объекты, которые у нас получились, находятся на границе между детским творчеством и тем, что делают профессионалы. Уровень исполнения работ был достаточно высоким. Кроме того, важную роль играет оформление скульптур. Мы сделали для некоторых из них кованые подставки, а все вместе они сложились в единую композицию и выглядят как целостный арт-объект.
- Эти объекты имеют какое-то общее внутреннее содержание?
- – Когда мы начинали работать, у детей не было конкретной темы. Они сами придумывали и рисовали эскизы скульптур. Однако идея, которая объединяет весь фестиваль, является центральной, и для этих работ – это искусство без границ. Я не впервые привлекаю людей с ограниченными возможностями к созданию арт-объектов. Например, в Дуйсбурге я проводил очень большой мастер-класс для таких людей. Мы работали в разных техниках и сейчас организуем большую выставку из этих разнообразных работ.
- Какие, по-вашему, есть перспективы сотрудничества Перми и Дуйсбурга?
- – Мы хотим организовать в Дуйсбурге объединение, в которое войдут люди из делегации, приезжающей в Пермь. Его цель – сбор средств для проведения различных проектов для людей с ограниченными возможностями и не только для них. У меня есть множество идей, как продолжить наше взаимодействие с Дворцом творчества юных, мы обсуждаем, в каком формате оно будет проходить. Есть также планы сделать мастер-класс по работе с металлом для предпринимателей Перми. Я думаю, им будет интересно не только развить креативное мышление, но и научиться взаимодействовать с иностранными партнерами, лучше понимать их.