Андрей Дмитриевич, Лысьвенский металлургический завод по итогам 2013 года вошел в ТОП-30 крупнейших предприятий Пермского края. За счет чего были достигнуты высокие показатели деятельности предприятия?
– Лысьвенский металлургический завод (ЛМЗ) – единственный российский производитель электролитически оцинкованного проката с защитными покрытиями. Завод планомерно увеличивает объемы производства и свое присутствие на рынке проката с покрытием.
В 2013 году нами была принята Стратегия развития бизнеса компании, одним из важнейших элементов которой являются вопросы повышения эффективности текущей деятельности предприятий.
В рамках данной стратегии специалистами ЛМЗ был проведен широкий комплекс мероприятий по повышению интенсивности работы технологических линий. Это модернизация оборудования, увеличение скорости работы линий, оптимизация загрузки основных производственных агрегатов, сокращение плановых и внеплановых простоев, расширение сортамента и дальнейшее повышение качества продукции.
Реализация вышеуказанных мероприятий позволила заводу в 2013 году увеличить объемы производства продукции на 5% по сравнению с 2012 годом. Рост потребления металлопродукции на внутреннем рынке, расширение и диверсификация клиентской базы позволили реализовать произведенную продукцию в полном объеме.
В 2014 году мы не намерены снижать темпы роста производства. Итоги первого полугодия подтверждают, что принятые нами планы реальны – объем выпущенной продукции превысил показатель аналогичного периода 2013 года более чем на 19%.
Лысьвенский металлургический завод приступил к реализации крупного инвестиционного проекта – строительства листопрокатного комплекса. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом проекте.
– Строительство листопрокатного комплекса (ЛПК) планируется провести в две очереди. В рамках первой очереди проекта до конца 2015 года планируется расширение действующего производства за счет установки нового агрегата полимерных покрытий с технологией Printech и строительства до 2017 года цеха холодного проката. Во второй очереди, до 2020 года, планируется построить второй прокатный цех.
Технология Printech позволяет наносить не только полимерные покрытия, но и рисунок на них офсетным способом. Например, это может быть имитация натуральных материалов, таких как камень, кирпич, дерево. Этот продукт уже присутствует на российском рынке и пользуется спросом. Но сегодня его предлагают в основном корейские и японские производители. Мы планируем производить в год до 110 тыс. тонн такой продукции.
Цех холодной прокатки – это новое современное производство, оно будет выпускать 820 тыс. тонн металлопродукции в год, из которых производство горячеоцинкованного проката – 400 тыс. тонн, а проката с полимерными покрытиями – 220 тыс. тонн.
Нами уже подписан контракт на поставку оборудования для первой очереди проекта с итальянским концерном DANIELI – одним из мировых лидеров в изготовлении агрегатов и разработках технологий для металлургических предприятий. Стоимость первой очереди – 13 млрд рублей.
В результате реализации 1-й очереди проекта производственные мощности завода увеличатся более чем в три раза, будет создано около 800 дополнительных рабочих мест, существенно возрастут налоговые отчисления в бюджеты всех уровней.
По проекту мы работаем в тесном взаимодействии с администрацией края. Нами было подписано соглашение о сотрудничестве, которое охватывает все основные вопросы, связанные со строительством и вводом в эксплуатацию ЛПК.
Проект строительства ЛПК включен в Перечень основных инвестиционных проектов предприятий металлургической промышленности «Стратегии развития черной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года», утвержденной Приказом Минпромторга России в мае 2014 года.
Почему компания начала реализацию крупного инвестпроекта именно сейчас?
– Причин несколько. Во-первых, это специфика той части металлургического рынка, в котором оперирует наша компания. Сегмент называется «Рынок листового проката с защитными покрытиями», а специфика его заключается в том, что на фоне действительно испытывающего определенные трудности общего металлургического рынка наш сегмент динамично развивается. Более того, он дефицитен.
По итогам 2013 года видимое потребление проката с различными антикоррозионными покрытиями в стране составило 5,6 млн тонн при достигнутых объемах производства 3,95 млн тонн. Отрицательное сальдо в 1650 тыс. тонн покрывалось за счет импортных поставок (четверть потребления по оцинкованному прокату и 40% по прокату с полимерными покрытиями). Основные импортеры – Китай, страны ЕС, Казахстан, Украина.
Сложившаяся ситуация обусловлена нехваткой в России мощностей по производству защищенного листового проката. В «Стратегии развития черной металлургии России на 2014-2020 годы и на перспективу до 2030 года» определен необходимый объем ввода мощностей по производству холоднокатаного листа на прогнозируемый период не менее чем 6,5 млн тонн и проката с защитными покрытиями – не менее 3,5 млн тонн.
При этом в настоящий момент существенного роста новых мощностей в России не ожидается. При реализации всех заявленных планов по строительству новых станов холодной прокатки и агрегатов покрытий (включая наш проект) к 2020 году дефицит внутренних мощностей и значительная доля импорта сохранятся.
Во-вторых, строительство листопрокатного комплекса позволит обеспечить производство ЛМЗ собственным холоднокатаным прокатом, что позволит полностью контролировать качество и себестоимость продукции, обеспечить ритмичность производства, которые сейчас во многом зависят от поставщиков исходного металла.
Но самое главное – сегодня ЛМЗ имеет ограниченный сортамент. Эти ограничения касаются и видов продукции, и размерного ряда производимого проката. Введение в строй листопрокатного комплекса позволит заводу стать единственным российским производителем всего спектра холоднокатаной листовой продукции: холоднокатаного листа, горяче- и электролитически оцинкованного проката и проката с полимерными покрытиями на их основе.
Какие факторы позволяют прогнозировать успех проекту?
– Кроме положительных рыночных предпосылок, связанных с дефицитностью в среднесрочной перспективе рынков холоднокатаного проката и проката с полимерными покрытиями, прогнозировать успех проекту позволяет потенциал роста строительной отрасли, крупнейшего сегмента потребления продукции ЛМЗ за счет увеличения применения легких стальных конструкций. Сегодня в России в строительстве используется 10% стали и 90% железобетона, тогда как в мире – до 70% стали. Также мы прогнозируем увеличение спроса со стороны автомобилестроения за счет применения в производстве кузовов оцинкованного листа и расширения локализации производства для сборочных заводов иностранных автоконцернов в России, работающих в режиме «промсборки», и повышение экспортного потенциала завода, в том числе в страны Таможенного союза.