"Страйкбол - это командная некоммерческая игра на честность, в которую играют разрозненные барыги-несознанщики" - Lurkmore.to, статья о страйкболе.
Страйкбол (англ. - airsoft) — командная военно-тактическая игра, в которой для имитации оружия используется «мягкая» пневматика с мощностью до 3 Джоулей (не считающаяся пневматическим оружием и не требующая сертификации), «стреляющая» 6мм пластиковыми шариками. Это хобби набирает популярность благодаря высокому реализму (страйкбольное «оружие» в точности копирует настоящее) и богатству тактических возможностей.
Однако, отличие от пейнтбола или лазертага, которые широко распространены и признаны «массовым» увлечением, страйкбол остается в стороне из-за кажущейся опасности. Тем не менее, на одних полигонах играют и студенты, так и бизнесменов за 40, а средний возраст участника этого движения — 25-27 лет. Никаких ограничений, кроме возраста (ценз — 18+) нет, но следует учитывать финансовый вопрос: страйкбол, как и любое хобби, требует определенных вложений (800-1000 руб. за игру с прокатным снаряжением, или от 10-15 тыс. руб за комплект своего).
Страйкбол появился в Перми в конце 1990-х годов, но в то время поставки страйкбольной амуниции были редки, а сама она стоила необоснованно дорого. Ситуация изменилась в 2006-2007 годах, когда на мировой рынок вошли китайские производители. За несколько лет рынок наполнился дешевым — в два-три раза дешевле, чем у «именитых» фирм — снаряжением, что дало мощный толчок развитию российского, и, в том числе и пермского рынка.
Первый страйкбольный магазин в Перми открылся в 2010 году. За 4 года сфера коммерческого страйкбола выросла из отдела в магазине до небольшой индустрии развлечений с суммарным оборотом в 15-20 млн. рублей в год.
Коммерческий страйкбол в Перми сегодня представлен тремя крупными розничными магазинами: «Легион», «Арсенал 59» и «Комбат», и двумя тактическими полигонами («Сокол» - компания «Экстрим-тур» и «Танковый» - клуб «Ranger»), на которых проводятся открытые и приватные игры, а также несколькими прокатными организациями, использующими страйкбольное снаряжение. В пермских страйкбольных группах в соцсетях сегодня состоит более 5000 человек, из которых условно активными можно назвать около тысячи; постоянно в играх участвуют примерно 300 человек.
«В Перми сегодня около тысячи активных игроков, - комментирует Сергей Епаров, основатель магазина «Арсенал 59». - В перспективе число игроков может увеличиться в два-три раза. Например, в Екатеринбурге страйкбольное сообщество опережает наше на 2-3 года; сегодня там проводятся игры с 1500-2000 участников и привлечением военной техники (машины, танки и даже вертолеты)».
Многие из тех, кто раз или два поиграют с прокатным снаряжением, зачастую возвращаются на поле боя уже со своим. По статистике «Экстрим-тур», около 10% «прокатчиков» обзаводятся своим снаряжением. Средний «жизненный цикл» страйкболиста длится 2-3 сезона, после чего хобби либо забрасывается, либо человек окончательно «заболевает» всерьез и надолго.
По разным оценкам, средний месячный оборот страйкбольного магазина (без учета сопутствующих товаров) — от 300 до 500 тысяч рублей. Примерно столько же — суммарный оборот услуг проката и организации игр. Однако следует учитывать, что страйкбольный рынок подвержен существенным сезонным влиянием: в холодное время года количество игр резко уменьшается, и снижение оборотов составляет до 3 раз.
Потребительский спрос, как отмечают пермские продавцы, все еще недостаточно развит — сказывается инертность и «заторможенная» реакция пермского рынка, поэтому почти никто не отваживается делать ставку на один только страйкбол.
«Рынок развивается, так как страйкбол становится популярнее, - комментирует Алексей Мазуров, заместитель директора ООО «Легион». - Но как коммерческое направление страйкбол в чистом виде не очень выгоден. Активность в Перми довольно низкая, и для успешной работы магазин должен продавать целый спектр товаров».
«Страйкбол — по своей сути некоммерческое увлечение, - отмечает Дмитрий Пятунин, президент АНО «Федерация страйкбола Пермского края». - Для того, чтобы заниматься им коммерчески, необходимо иметь огромный багаж знаний и большой опыт — как коммерческий, так и игровой — чтобы понимать всю специфику рынка».
Порог вхождения на страйкбольный рынок — от 300-500 тыс. руб для небольшого отдела до 1 млн. рублей и выше для полноценного магазина. Снаряжение для проведение прокатных игр также стоит от 300 тыс. руб. за 20 комплектов и необходимых сопутствующих товаров, к чему стоит добавить расходы на содержание полигона.
«Как и в любом бизнесе, не стоит ожидать немедленной отдачи, - отмечает Сергей Епаров. - Прежде, чем магазин заработает в полную силу, пройдет какое-то время - как правило, полгода-год. Также важно учитывать кассовый разрыв в 2-3-4 месяца между заказом и непосредственной продажей».
«К страйкболу нельзя подходить с классическим коммерческим подходом, - считает Дмитрий Пятунин. - Здесь продажи в магазинах на 60-70% зависят от организаторов игр. Клиентскую базу невозможно найти, невозможно наработать — ее можно лишь создать. Мы объединяем страйкболистов и даем им возможность регулярно заниматься своим хобби, и нам это интересно не только с коммерческой точки зрения».
Сегодня российский рынок практически монополизирован крупными поставщиками, которые контролируют до 95% рынка. Однако существует ряд магазинов, работающих напрямую с производителями (Китай, Тайвань). Исключение из цепи поставок посредников-оптовиков несет в себе ряд сложностей - кассовый разрыв из-за низкой скорости поставок, стремление к увеличению единовременной партии, прямая зависимость от курса доллара. С другой стороны, исключение посредников имеет и ряд достоинств - более привлекательные цены, нетипичный ассортимент, что увеличивает продажи.
Важным элементом успешного страйкбольного магазина является мастерская, которая обеспечивает гарантийный и постгарантийный ремонт снаряжения, а также повышение его ТТХ. Наличие мастерской существенно увеличивает продажи и поднимает уровень доверия к магазину.
«Средняя прибыльность страйкбольного магазина зависит от очень большого числа факторов, - отмечает Сергей Епаров. - Это тип товара, наличие посредников и наценка продавца; в среднем, прибыль составляет от 10 до 25%».
«Сложно сказать, сколько приносят именно страйкбольные товары, - отмечает Алексей Мазуров. - Равно как и определить, какие товары считать «чисто» страйкбольными. Если брать только специфическое снаряжение — порядка 20% от общего оборота «Легиона», но мы продаем целую линейку «мужских» товаров, в которой страйкбольное снаряжение занимает важное, но не главное место».
«В работе нашего клуба доходы от организации игр и проката снаряжения соотносятся примерно 50/50, хотя это, пожалуй, не очень правильно, - считает Евгений Лучников. - На мой взгляд, соотношение 30/70 (приватные игры/прокат) будет лучше и для профессиональных страйкболистов, и для «прокатчиков».
Отдельного упоминания стоят «Большие игры» - одно- или двухдневные мероприятия, на которых собирается порядка 150-200 человек. Такие игры характеризуются высокими (от 500 до 1000 рублей) взносами, но даже при бюджетах в 80-100 тыс. рублей и более они остаются неприбыльными или убыточными для организаторов.
«Подводных камней» встречается достаточно много. Существует определенная проблема с персоналом, - говорит Евгений Лучников, руководитель клуба «Ranger». - если обычную «прокатку» сможет провести любой мало-мальски соображающий человек, то проведение даже не очень больших игр на 80-100 человек уже требует мастерства, опыта и большой любви к делу».
Владельцы магазинов отмечают, что пермский рынок сегодня близок насыщению, и существующие магазины способны удовлетворить практически весь спрос. Рынок может расти только параллельно с развитием игрового сообщества — как количественным, так и качественным (с ростом покупательской способности).
«Важно понимать, - говорит Дмитрий Пятунин, - что страйкбол как общественное движение, как тусовка, и страйкбол как коммерческая деятельность — это две разные и не всегда связанные вещи. Можно не пересекаться с кем-то как с конкурентом, но прекрасно общаться как с игроком».
Пермские игроки не отмечают высокой конкуренции: для страйкбольного рынка характерна нишевость, а основная причина «перехода» покупателей из одного магазина в другой — возможность купить какой-либо товар «здесь и сейчас».
Ощутимые изменения может внести только богатый и решительно настроенный инвестор. Большие помещения, шоурум, вложения в 3-4 миллиона рублей и грамотный управляющий из страйкбольной среды — таков рецепт страйкбольного магазина, который способен «подмять» под себя весь пермский рынок. Но реалии рынка такого, вероятнее всего, сделать не позволят.
«Мы много слышали о том, как организуются страйкбольные клубы и магазины в США, - рассказывает Алексей Носков, коммерческий директор «Экстрим-тур». - Там реализуются долгосрочные проекты — с окупаемостью в 10-15 лет — это может стать, например, отличным тихим семейным бизнесом. В России же реалии склоняют людей больше думать о мгновенных сверхприбылях».
Однако главное препятствие для развития коммерческого страйкбола в Перми — отсутствие подходящих полигонов и помещений.
«Земельные участки, удовлетворяющие страйкбольным нуждам, либо очень дороги, - сетует Алексей Мазуров, - либо находятся слишком далеко от города — оба варианта экономически нецелесообразны. Та же ситуация с закрытыми полигонами — найти нужное помещение даже для разовой игры практически нереально».
«В Перми почти нет подходящих для страйкбола полигонов, - подтверждает Алексей Носков. - Почти все участки в частной собственности, и запрашиваемая арендная стоимость делает проведение игр нерентабельным».
По словам пермских организаторов игр, то, что в Перми сегодня работают целых три полигона — два коммерческих («Сокол» и «Танковый» на территориях бывших воинских частей) и один «общественный» (бывший полигон ВВКИУ) — почти чудо. За каждым полигоном стоит долгая и тяжелая работа (и вложенные средства — до миллиона рублей), но отношения с собственниками таковы, что с полигона в любой момент могут «попросить». По этой же причине мало кто решается инвестировать в проведение игр и оборудование полигонов.
Главная тенденция развития пермского рынка — увеличение количества предложений «здесь и сейчас». Все необходимые внутренние части «оружия» и расходные материалы в любой момент можно найти в наличии. Также продавцы отмечают появление спроса на брендовые одежду и снаряжение, стоимость которых превышает аналогичные предложения «эконом-класса» в несколько раз.
Продавцы и организаторы игр находятся в своеобразной «круговой поруке»: если с рынка уйдут организаторы, продавцы потеряют клиентов, а если с рынка уйдут продавцы — на игры будет некому приезжать. В развитии страйкбола (в том числе и его коммерческих ветвей) заинтересованы асболютно все участники.
«Все-таки страйкбол как бизнес сегодня — как колосс на глиняных ногах, - оценивает Дмитрий Пятунин. - Мышцы на плечах растут, а ноги пока что до сих пор глиняные».
Однако все игроки на рынке сходятся во мнении, что страйкболом невозможно заниматься как бизнесом — нужно сделать его частью своей жизни, и руководствоваться не коммерческой стратегией, а идеологией движения - «игрой друзей».