27 ноября истекает полугодовой срок, в течение которого субъекты РФ должны принять региональные законы в соответствии с новыми федеральными нормами. В мае Владимир Путин подписал закон, расширивший вариативность структуры местной власти. К уже имеющимся моделям выборов добавилась конструкция комплектований районных дум из депутатов и глав поселений района, а крупные города стало возможно разделить на округа с введением окружных дум. Окончательное решение оставили за региональными властями, до этого такие нормы регулировались самими муниципалитетами. Весной при принятии закона звучали мнения, что регионам нельзя решать вопросы за муниципалов, поскольку муниципальная власть по Конституции отделена от государственной, но это несоответствие было преодолено.
Пермский вариант постреформенной местной власти мало чем будет отличаться от общих тенденций Приволжского федерального округа. Те же нормы законодательства (главы городских округов, поселений и районов избираются из числа депутатов, в муниципалитетах с населением свыше 10 тыс. человек вводится институт сити-менеджеров, а районные депутаты избираются на прямых выборах) будут действовать в Пензенской области, Республике Марий Эл и Республике Удмуртии. Самый радикальный вариант (отмена прямых выборов глав муниципалитетов и депутатов районных парламентов) был принят в Нижегородской, Ульяновской, Самарской, Оренбургской областях и Республике Татарстан. В Саратовской области и Республике Мордовии в некоторых районах сохранили прямые выборы депутатов, а в Чувашской Республике главам районов оставили возможность избираться на прямых выборах и возглавлять исполнительную власть. В Кировской области в некоторых городских округах также оставили прямые выборы, не приняв при этом нормы о делегировании поселенческих депутатов в районные думы. Таким образом, в регионе, где экс-депутат Законодательного собрания Пермского края Никита Белых недавно переизбрался на пост губернатора, оставлено больше всего прямых муниципальных выборов в Приволжском федеральном округе.
За Уралом при формировании законопроектов о местной реформе, по всей видимости, использовалась совершенно иная политическая традиция. В Свердловской, Тюменской, Челябинской и Курганской областях модель местной власти прописана практически для каждого муниципалитета. В этих регионах используются все возможные комбинации выборов глав: так, например, в Свердловской области в восьми городских округах (в том числе в Екатеринбурге) глава города избирается на прямых выборах и возглавляет представительную власть, а в четырех районах Челябинской области главы поселений избираются из числа депутатов местных дум и руководят поселенческими администрациями. Тюменская область – единственный из рассмотренных «bc» регионов, где вопрос моделей местной власти предлагается решать самим муниципалитетам, правда, только в части выборов районных парламентов.