В рамках «Транспортной недели» в Москве состоялся деловой завтрак министра транспорта РФ Максима Соколова. На мероприятии губернатор Пермского края Виктор Басаргин выступил с докладом, посвященным стимулированию привлечения внебюджетных средств в региональные проекты транспортной инфраструктуры и перспективам реализации проекта строительства железнодорожной магистрали «Белкомур».
По мнению г-на Басаргина, создание такой магистрали позволит устранить инфраструктурные ограничения, влияющие на развитие Пермского края, Мурманской и Архангельской областей и Республики Коми и позволит придать новый импульс модернизации существующих и созданию новых производств. «Проходящие через регион железные дороги во многом исчерпали потенциал развития и нуждаются в повышении пропускной способности. Крайне перспективным в этой связи представляется проект «Белкомур», ориентированный на интересы не отдельных предприятий или регионов, а на обеспечение социально-экономического развития всего европейского севера России и Урала. Здесь решением могло бы стать участие в финансировании проекта Фонда национального благосостояния», – заявил Виктор Басаргин.
Глава региона также затронул тему привлечения внебюджетных средств в проекты транспортной инфраструктуры и предложил сконцентрироваться на тех из них, которые способны стать точками роста всероссийского масштаба. В качестве примера проектов, базирующихся на принципах государственно-частного партнерства, Виктор Басаргин привел строительство обхода города Чусового и моста через Чусовую на дороге Пермь – Березники. Для реализации первого проекта и выноса транзитного транспорта из Чусового необходимо строительство обхода в 6,8 км стоимостью 2,1 млрд рублей.
Еще один важный инфраструктурный проект в Прикамье – это расширение мостового перехода через Чусовую до четырех полос движения. Реализация проекта предполагается на условиях концессионного соглашения: 50% инвестирует государство, 50% – частный партнер. В инвестпроект включены мероприятия по реконструкции подъездов к мосту через Чусовую. Общая стоимость строительства моста с подъездами составляет 11 млрд 778 млн рублей. Из бюджета региона на эти цели планируется выделить 3,2 млрд рублей.
По словам Виктора Басаргина, реализация обоих проектов может быть ускорена, если они будут включены в программу федерального Минтранса, таким образом удастся привлечь инвесторов и незамедлительно начать работы. «Очень важен вопрос государственной поддержки внедрения механизма концессии. Есть компании, проявившие интерес к участию в проекте, но без понимания роли в данной схеме государства они участвовать в нем не будут. Фактически только от Федерации зависит, объявлять ли нам конкурс и когда. По нашим расчетам, для реализации проектов необходимо предусмотреть федеральное софинансирование по 500 млн рублей в 2015 и 2016 годах на строительство обхода города Чусового и по 1,6 млрд рублей в эти же годы на строительство моста через Чусовую», – добавил Виктор Басаргин.
По мнению губернатора, реализация этих двух проектов необходима не только для улучшения инфраструктуры региона, но и для развития межрегиональных связей, поскольку «укрепит каркас транспортного комплекса России». «На мой взгляд, сейчас имеет смысл сконцентрироваться именно на таких проектах, способных стать точками роста не регионального, а всероссийского масштаба», – полагает Виктор Басаргин.
Директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики», председатель Общественного совета Минтранса РФ Михаил Блинкин отметил, что проекты, озвученные губернатором Пермского края, – даже не федерального, а глобального значения. В частности, речь идет о Северной широтной дороге Пермь – Ханты-Мансийск – Омск», которая пересекает регионы Урала и Западной Сибири. Трасса находится в русле сказанного Владимиром Путиным о том, что надо обеспечить связанность национальной территории. С этой точки зрения проект поистине исторический. «Белкомур» дает возможность выхода из Пермского края к северным портам. «Совокупность этих гигантских макрорегиональных проектов – северной широтной дороги, «Белкомура» и Северного широтного хода с переходом через Обь в районе Салехарда – дадут по-другому взглянуть на географию Российской Федерации», – считает Михаил Блинкин.