С 2000 годов в Россию пришли новые увлечения. Одно из них – радиоуправляемые машинки. А поскольку технологии не стоят на месте – и в этой сфере наблюдается оживление, с недавних пор – и в Перми. Корреспондент BC встретился с Дмитрием Лядовым, организатором движения «Траектория».
«Началось все с июля, я попал на фестиваль «ResoxTuning 3» в Камской долине, и понял – это то хобби, которое я искал всю жизнь и не ошибся», - говорит Дмитрий. С его слов, для такого хобби есть определенная прослойка людей, состоящая из тех, кто в детстве так или иначе был связан с моделированием и тех, кому на это не жалко ни каких денег, пусть даже и в ущерб семейному бюджету. «Ты буквально рвешься на природу, чтобы покорить что-то новое, что-то неизведанное» – и тут вполне можно провести аналогию с большими машинами.
Маленькие, да удаленькие
Действительно, если углубиться в историю вопроса, то существует несколько классов радиоуправляемых автомобилей. Пермяки уже могли наблюдать, как по залам торговых центров периодически катаются «дрифтеры» - исключительно шоссейные машины, предназначены для ровной поверхности, чаще всего – для асфальта, на котором рисуют трассы.
Движение «офф-роад» (внедорожников) у нас только зарождается. Здесь своя градация: самые большие – «монстры» (MonsterTruck), далее идут «багги» (Baggy) и «трофи» (Trophy). Первые отличаются высоким центром тяжести, большими колесами – весьма неустойчивы, но зато способны преодолевать любую поверхность и идеальны для прыжков с трамплинов и горок. Багги также годятся для любой поверхности, хотя для них наиболее оптимален вариант с ездой по плотно укатанному грунту. В России – это самый распространенный вид на соревнованиях. Что касается трофи – их лучше использовать для вдумчивого преодоления препятствий - будь то скалистые горы, лужи, грязь или болото. Как и для обычных машин рынок переполнен тюнингом для этих классов. Вариантов безграничное множество: колёса, двигатели, элементы подвески, кузова и т.д.
Маленькие радиоуправляемые машины копируют привычные нам автомобили. Модели отличаются масштабами: от микро (1:18) до огромных (1:4), до метра в длину кузова. Понятно, что самые маленькие для соревнований не подходят, а самым удобным вариантом идут те модели, у которых масштаб 1:10 или 1:8. Они могут развивать скорости свыше 100 км в час, что и привлекает автолюбителей. При этом цены также варьируются: от 5000 до 50000 тысяч рублей, а с нынешним курсом и того больше!
Паяльник в руки и вперед
«Понимаю, откуда хобби берет свои корни. В нашем детстве не было таких возможностей и игрушек, - вспоминает Дмитрий. – Находил выход: покупал обычные машинки, подходил к папе со словами «дай провода», он же и научил меня паять. Я приделывал двигатель, укладывал проводочки, переключатели… и у многих страсть к таким миниатюрным машинкам именно из детства». По мнению собеседника, такое хобби – очень активное. Оно предоставляет «возможность отвлечься от рутины, отключить мозг от всех проблем, когда ты на трассе». В машине приходится «находиться бессознательно, улавливать малейшие сдвиги в траектории, адреналин зашкаливает!»
«Когда ты на трассе – мозг отключается от всех проблем, есть возможность отвлечься от рутины, - говорит Дмитрий. - Находишься в машине подсознательно, улавливаешь малейшие сдвиги в траектории – затягивает, а адреналин какой!»
«Привлекательно то, что я просто отдыхаю, отдыхаю от городской суеты, уходят лишние мысли из головы, только я, мой маленький четырехколесный друг и единомышленники», - соглашается с ним Дмитрий Собянин, участник движения «Траектория».
Получается, что одни вспоминают свое беззаботное детство и приходят в новое хобби, а другие – увлекаются, смотря на своих детей.
«В это хобби меня затащил двухгодовалый сын, устал покупать ему китайские игрушки на радиоуправлении, которые максимум жили месяц, а потом обязательно что-то ломалось, а отремонтировать их невозможно», - говорит Игорь Рудаков, участник движения «Траектория». «Как-то раз я зашел с ним в детский мир и увидел отдел с RC моделями, запчасти на них все есть в наличии. Купил сыну маленькую модель, которую можно эксплуатировать на улице. Очень быстрая, радиосигнал позволял авто уезжать за 100 метров... Что сказать, папа тоже остался доволен покупкой, - признается Игорь. – С первыми поломками пришло осознание и удивление: как шагнул прогресс и как изменились технологии – в детстве я занимался автомоделированием. Теперь у нас с сыном в маленьком багаже находятся багги на заднем приводе, джип для гонок, джип для триал\трофи, и маленький монстр. Это стало частью моей жизни, хотя год назад я бы ответил, что мне меня привлек именно тюнинг, огромные возможности по различным настройкам и то, что это самое дешевое хобби из всех связанных с автоспортом».
«Мое увлечение началось полгода назад, - говорит Юрий Сухотерин, другой участник «Траектории». - Началось с покупки сыну большого радиоуправляемого джипа, аналог тех, которые продаются в каждом магазине игрушек. Когда ездили в деревню к родителям, там-то его и обкатывали в полях. Но раз есть джип, то соответственно напрашиваются условия бездорожья для его катания. Со временем начал понимать, что игрушке не хватает естественности. Все препятствия, грязевые лужи и овраги он проходил как большая лягушка на пружинах, не было того естественного ощущения, которое возникает при езде на настоящем автомобиле, не было тех переживаний, которые вы испытываете, видя перед собой здоровенный холм или овраг, заполненный грязевой жижей».
Увлечение «игрушечным» автоспортом становится семейным времяпрепровождением. Жены не пытаются узнать, как и куда мужья ходят на рыбалку, а едут вместе с ними на «катания» и помогают – фотографировать, чистить модели, вовремя доставать термос с горячим чаем.
Сквозь пещеры к звездам
Сейчас основатели движения «офф-роад» покатушек пробуют буквально любую поверхность. На их примете несколько трасс, некоторые из них планируется обустроить в ближайшее время, а на других – можно кататься и так.
Самая живописная трасса, подходящая для всех классов моделей, - «Стрелка». Несмотря на отдаленность от города, любители едут туда за свежим воздухом и красивыми пейзажами, на которых их «маленький друг» отлично выглядит. Внимания удостаиваются и туристические объекты – это и Кунгурская ледяная пещера, и «Каменный город». Там катаются в основном трофи. «В Кунгурской пещере я взял индивидуальную экскурсию и проехал, под присмотром, конечно, невероятную по красоте и сложности трассу. Везде лед, сине-красная подсветка.. Затем из горы выезжаешь и наверх, по карстовым воронкам», - говорит Дмитрий Лядов.
Кроме вышеперечисленных, участников «Траектории» можно встретить на «пьяной дороге», под мостом на Стахановской трассе, в «Заостровке» и в других местах. «Не так давно приехал в Хохловку, и вдруг люди стали просить сфотографироваться с машиной, очень удивился», - признается Дмитрий Лядов, - «У нас еще все слабо развито, не так как в Москве».
Часто устраиваются совместные «клубные покатушки» для скоростных машин, для багги. Периодически участвуют в междугородних соревнованиях. «Можно проводить соревнования у нас, планируем этим заняться: в Перми и в крае такая природа, такие возможности! То, что в Москве катают – детский лепет! Прокладывают по участку леса маршрут, флажками обгораживают.. У нас – жесть, на каждом этапе приходится подумать, как правильно проехать и очень часто до финиша многие, вообще не доезжают, либо доезжают с поломками», - говорит организатор движения.
«Планы у нас грандиозные, пытаемся вовлечь массы в это хобби, строим трассу, которой нам так не хватает, рядом со Стахановской, и все это за свой счет», - поддерживает Дмитрий Собянин.
Увлечение автоспортом воплотилось в Перми в новом формате, как оно будет развиваться дальше – покажет грядущий год. Один из интересных проектов движения, который собираются реализовать, – участие мини-машинок в «Уральском ухабе», пусть и на отдельной трассе, но с теми же настоящими природными препятствиями на маршруте.