Состав участников рынка дорожного строительства в Перми и крае остается неизменным на протяжении уже пяти лет. Большинство дорог в Пермском крае строятся, ремонтируются и содержатся силами небольшого числа компаний. Среди них участники рынка называют ОАО «Пермдорстрой», ООО «Дорос», ЗАО «Перминжсельстрой», ООО «СКФ АТМ», ОАО «Пермавтодор», ОАО «Мостоотряд-123» и ООО «СК «Химспецстрой». Последнее создано в 2009 году и после крупных игроков на рынке не появлялось.
В 2010-2012 годах ООО «СК «Химспецстрой» вместе с ОАО «Пермдорстрой» закрепились в качестве лидеров, выступающих подрядчиками строительства крупнейших инфраструктурных объектов. В частности, первый выполняет работы по реконструкции трассы Пермь – Березники – Гари и капитальному ремонту дороги Кунгур – Соликамск, а второй строит Восточный обход, реконструирует участок шоссе Космонавтов, ведущий к аэропорту, и улицу Героев Хасана.
Общее количество организаций, с которыми власти Перми заключили контракты на реконструкцию и строительство дорог в 2010-2014 годах, так же, как и на региональном уровне, колебалось незначительно – работы выполняли от 5 до 10 подрядчиков. Финансирование отрасли из муниципального бюджета в этот период неуклонно сокращается. В прошлом году на дорожное строительство было выделено на 770 млн рублей меньше, чем в 2010 году: всего 1,12 млрд рублей.
Изменения в отрасли можно проследить, если обратиться в более отдаленное прошлое: к концу 90-х – началу 2000-х годов. По словам представителя компании «Пермдорстрой», именно тогда произошло резкое изменение ландшафта отрасли, поскольку рынок покинули те, кто проиграл борьбу за крупные контракты.
«Десять лет назад на территории Пермского края активно работали заметно больше крупных подрядных организаций, чем сейчас: АСПК «Уралсибспецстрой», ОАО «Октябрьскдорстрой», ЗАО ДСФ «ПУДСиб», ООО «Дорстройтранс» и еще несколько, среди которых и ОАО «Пермдорстрой». Между ними были распределены, если можно так сказать, зоны ответственности. Например, «Октябрьскдорстрой» работал на юге края, «ПУДСиб» строил большую часть межпоселковых дорог и так далее. Работы хватало всем. В начале 2000-х многие ушли с рынка, потому что для компании с большим коллективом и производственными мощностями, которая живет только крупными контрактами, потеря такого контракта означает либо «смерть», либо реорганизацию с сокращением коллектива и продажей активов. Яркий пример такого развития событий – стремительное «сворачивание» «Октябрьскдорстроя», а затем его банкротство», – рассказал собеседник.
Трудно быть молодым
Появление новых крупных компаний в строительной сфере редкость. «Пробиться» новичкам непросто из-за особенностей контрактной системы и специфики дорожной деятельности, которая требует значительного вложения капитала на всех этапах развития предприятия. Необходимо потратиться и на обеспечение заявок для участия в аукционах, и обеспечение исполнение контракта в размере 30% от его стоимости, а также приобретение материалов и техники для выполнения работ. Авансирование работ по контрактам на сегодняшний день не предусмотрено.
«Кроме того, чтобы получить крупный контракт, компании нужен солидный опыт работы, профессиональный штат сотрудников. Поэтому практически невозможно выиграть конкурс на строительство масштабного объекта в первый год после регистрации компании. Шансы на это появляются через два-три года после открытия. Всем приходится начинать с малого. Например, шесть лет назад «Химспецстрой» получил контракт на 60 млн рублей, сегодня мы работаем по объектам стоимостью до 1,5 млрд рублей», – рассказал Камиль Сафин, генеральный директор ООО «Химспецстрой»
Изменения в законодательстве, в частности закон «О контрактной системе в сфере закупок», сделали процедуру выбора подрядчиков более прозрачной и открытой, считают участники рынка. «При этом не исключены случаи, когда на аукцион заявляются «компании-однодневки», которые идут на понижение, чтобы выиграть контракт, но получив его, не в состоянии выполнить работы качественно. В целом же конкурсы проходят в условиях сильной, но честной борьбы, – уверяет г-н Сафин. – Конкуренция в отрасли жесткая, так было всегда, но компании стараются друг друга «не подставлять», «не подсаживать» конкурентов. Панибратства и взаимных уступок между участниками конкурсов тоже нет».
На вершине рейтинга
В 2014 году работа по наиболее масштабным и затратным для бюджета города и края дорожным объектам (по контрактам, вошедшим в ТОП-10 контрактов по Пермскому краю по максимальной стартовой цене рейтинга сайта http://zakupki.gov.ru) велась пятью подрядчиками. При этом самый масштабный проект – вторая очередь строительства Восточного обхода, который достался ОАО «Пермдорстрой», стоит дороже, чем объекты трех из четырех других подрядчиков вместе взятых. Обход обойдется краю в 1 249,4 млн рублей. Еще одна строительная компания, получившая крупные контракты в прошлом году, – «Химспецстрой». Она выполняет работы по трем объектам общей стоимостью порядка 1 005,9 млн рублей.
В 2012 и 2013 годах самые крупные контракты также достались ОАО «Пермдорстрой» – реконструкция участка шоссе Космонавтов от реки Мулянки до аэропорта «Большое Савино» стоимостью 1 782,2 млн рублей и участка ул. Героев Хасана от ПНИТИ до ул. Хлебозаводской стоимостью 919,1 млн рублей. В ТОП сайта госзакупок в 2013 году также попали ООО «МетаТрансСтрой» с контрактом на 520,2 млн рублей на выполнение работ по объекту на участке Березники – Соликамск и ООО «Химспецстрой» (405,1 млн рублей на реконструкцию автодороги в Пермском муниципальном районе). В 2012 году помимо двух «лидеров» отрасли в рейтинг попало «Строительное управление-157», получив контракт на капитальный ремонт автодороги Кудымкар – Гайны стоимостью 456,2 млн рублей.
Рейтинг контрактов по максимальной цене в Пермском крае
По данным сайта http://zakupki.gov.ru
Первые места в ТОП-10 рейтинга поставщиков по сумме всех заключенных контрактов в 2014 году заняли строительные компании ООО «СК «Химспецстрой» (сумма контрактов в Пермском крае 1 386,8 млн рублей) и ОАО «Пермдорстрой» (1 249,4 млн рублей). В ТОП прошлого года также попали ЗАО «Перминжсельстрой», ОАО «Строительно-монтажный трест №14», ООО «СКФ АТМ» и ООО «Строительное управление-157». В предыдущие годы в рейтинге лидировало ОАО «Пермдорстрой». В 2013 году за ним шли «Перминжсельстрой» и «СМУ №34», а в 2012-м – «Строительное управление-157» и «Химспецстрой».
Примечание: в рейтинге официального сайта госзакупок учитываются контракты, аукционы по которым объявлены не ранее 2012 года. В связи с чем в нем не отражены отдельные масштабные проекты. Например, ОАО «Ханты-Мансийскдорстрой» работало над строительством второй очереди Восточного обхода Перми. Конкурс по объекту был объявлен в конце декабря 2011 года. Начальная цена контракта составила 1,677 млрд рублей.