В Перми число фитнес-клубов выросло более чем на 20%, а их владельцы фиксируют увеличение числа посетителей. По данным сервиса 2Gis, за 2015 год количество тренажерных залов в городе повысилось на 21,5% – до 79 на 1 января 2016 года, фитнес-клубов – на 21,8% (до 106).
По словам президента федерального холдинга «Алекс Фитнес» Алексея Ковалева, в Перми, как и во всех городах России, растет популярность занятий спортом. «Это уже стало модным. Люди в возрасте от 18 до 35 лет стали намного лучше воспринимать слова «фитнес» и «персональный тренер», и свое свободное время теперь проводят не в барах или ресторанах, а в фитнес-клубах. – На текущий момент даже на фоне кризиса в январе-феврале количество посещений возросло примерно на 15-20%», – подчеркивает Алексей Ковалев.
Виктория Кубрина, директор по маркетингу федеральной сети фитнес-клубов X-Fit, также фиксирует рост числа посетителей в клубах по всей сети, в том числе в Перми. «Сегодня все больше людей заинтересованы в здоровом образе жизни, хотят получать удовольствие от занятий спортом. Фитнес-клуб – не только место, где приводят себя в хорошую физическую форму. Это еще и способ утвердить собственный статус, поднять свою жизненную энергию и добиться успеха в обществе», – рассказывает Виктория Кубрина и добавляет, что с момента открытия клуба X-Fit в Перми в декабре 2014 года число гостей растет от месяца к месяцу.
По оценкам Ольги Киселевой, руководителя сети, директора по развитию международной сети фитнес-клубов World Gym в России, сейчас сегмент фитнес-услуг находится на этапе роста. «И он продолжится еще как минимум десятилетие. Исторически сложилось, что фитнес-индустрия в России в середине 1990-х годов получила старт развития в столицах. Сейчас рынок фитнес-услуг в Москве и Санкт-Петербурге фактически сформирован и насыщен предложениями – если говорить не о нацеленности на будущее развитие, а об удовлетворении текущего спроса. В регионах России, в том числе и Пермском крае, ситуация кардинально иная», – отмечает Ольга Киселева.
Фитнес и Digital
Только в 2015 году в Перми, по данным 2Gis, открылись 19 фитнес-клубов. «В основном это небольшие местные клубы класса эконом и эконом-комфорт, которых никогда не бывает слишком много. В 2015 году в Перми не появлялось новых клубов бизнес- и премиум класса», – отмечает Виктория Кубрина. Ольга Киселева говорит о том, что в последние годы наблюдается тренд на увеличение числа несетевых клубов в регионах. «Это следствие и роста популярности узкоспециализированных студий (например, йоги или велостудий), которые предлагают тренировки только в одном из направлений, и популяризации здорового образа жизни на федеральном уровне, а также наступления эры digital fitness, когда все больше интернет-пользователей получают информацию о новых направлениях в фитнесе и спорте, об эффективности той или иной системы тренировок и т.д. Безусловно, с ростом благосостояния в регионах росло число людей, следящих за собой и своим здоровьем, желающих опробовать эти новые методики и системы тренировок. Увеличение числа клубов стало возможным и благодаря бизнес-климату, и улучшению инфраструктуры», – констатирует Ольга Киселева.
В ближайшие два года рынок фитнес-услуг ожидает рост 10-15%: такое замедление происходит впервые с 2009 года.
Среди фитнес-клубов лидерами рынка эксперты называют федеральные сети ALEX FITNESS, X-Fit, «Фитнес Холдинг» (фитнес-клубы «Колизей» и «Стиль Жи»), региональную сеть BodyBoom, а также клубы «Медлайф-спорт» и «Олимпия».
Несмотря на бурное открытие новых фитнес-клубов, эксперты, опрошенные Business Class, не называют пермский рынок насыщенным и по количеству заведений, и по уровню проникновения данного вида услуг. Виктория Кубрина констатирует, что сегодня в Перми существует достаточно много фитнес-клубов и тренажерных залов среднего сегмента, однако клубы формата премиум и люкс практически не представлены на рынке. «Многочисленная группа потенциальных клиентов клубов премиум-класса, сложившаяся в Перми за последние годы, пока не имеет возможности в полной мере реализовать свои потребности. Фитнес-клуб X-Fit в Перми воспринимается как клуб премиум-класса. Других клубов такого уровня в городе нет», – добавляет г-жа Кубрина.
Ольга Киселева тем не менее прогнозирует запуск в Перми фитнес-проектов в сегменте премиум. «Маркетинговая логика развития любого продукта говорит о том, что предложение услуг должно охватывать все существующие сегменты потенциальной целевой аудитории. В этой связи отсутствие премиального предложения на рынке фитнес-услуг в Перми позволяет ожидать, что такие проекты появятся. Кризис несколько нарушил эту тенденцию, но как только бизнес-климат наладится, активность капиталов в этом сегменте возрастет. Так что в Перми обязательно появятся проекты премиального сегмента», – полагает Ольга Киселева.
По мнению Алексея Ковалева, клубы с хорошим сервисом и полным набором качественных услуг всегда будут востребованы, а абонементы в них – стоить дороже. «Но любители фитнеса должны смотреть не на крайне привлекательную стоимость абонемента, а на бренд, на то, какой жизнью живет клуб: открываются ли новые классы, проводятся ли соревнования, обновляется ли оборудование и делается ли ремонт. Только эти факторы позволяют с уверенностью утверждать, что клуб продолжит работать и скорое закрытие ему не грозит», – считает Алексей Ковалев.
Фитнес-инвест
По мнению Ольги Киселевой, в сравнении с другими российскими городами, рынок фитнес-услуг в Перми уже насыщен многими предложениями, как локальных клубов и студий, так и федеральных фитнес-сетей. «Однако среди всех фитнес-клубов Перми менее 10% имеют более одного филиала, на долю «иногородних» сетей приходится не более 10%. Вместе с тем, по экспертным оценкам, доля населения Перми, занимающегося в фитнес-залах (процент проникновения услуги), составляет не более 3-4% – то есть в сравнении с общероссийскими показателями у рынка есть потенциал роста.
Для сравнения, в Москве он находится в диапазоне 11-13%, в Санкт-Петербурге – 7-11%, а в городах-миллионниках – 5-7% (в целом по России – 1,5-2%) и отмечает, что в США спортзал регулярно посещают 14,1%, в Германии – 8,5%, в Голландии – 15,5%, а в Великобритании – 6% населения, а численность жителей Нью-Йорка, занимающихся фитнесом, достигает 37%. Все это говорит о том, что на данный момент рынок в Перми не насыщен и следует ожидать открытия новых сетевых и несетевых клубов в ближайшее время. В частности, международной сети World Gym пермский рынок представляется несомненно интересным», – подчеркивает Ольга Киселева и добавляет, что в целом процент проникновения фитнес-услуг в российских регионах, несмотря на мнимый избыток предложения, остается крайне низким, а потенциал роста этого рынка, в свою очередь, – очень высоким. «Низкоконкурентный рынок со сформированным спросом позволяет осуществлять быстрый возврат инвестиций, что делает сегмент привлекательным для потенциальных инвесторов. Именно поэтому нас ждет бум открытия разнообразных фитнес-проектов в регионах. Конечно, кризис несколько задержит эту тенденцию, но как направление роста она будет существовать», – полагает Ольга Киселева.
В Перми существует достаточно фитнес-клубов и тренажерных залов среднего сегмента, однако формат премиум и люкс практически не представлен на рынке.
Алексей Ковалев также говорит о высокой инвестиционной привлекательности фитнес-отрасли, на региональных рынках – из-за большей емкости и динамики роста. «В Перми есть неохваченные районы, где еще нет качественных фитнес клубов. Обычно клиенты предпочитают те клубы, которые находятся ближе к их дому. В этом аспекте рынок еще не заполнен», – добавляет Алексей Ковалев.
10-15%
Темпы роста фитнес-индустрии в связи с экономической ситуацией замедлятся, но, тем не менее, останутся положительными. По словам Ольги Киселевой, до 2014 года они составляли около 20% в год. «Индустрия молодая, существует чуть больше 20 лет, находится на этапе расширения, захвата новых территорий, поэтому никакие кризисы сильно не влияют на положительную динамику ее роста. Прогноз аналитиков на ближайшие два года – рост 10-15%: такое замедление темпов роста происходит впервые с 2009 года. Однако российский рынок фитнеса еще на протяжении 5-7 лет будет демонстрировать положительную динамику», – рассуждает Ольга Киселева.
Что касается появления новых игроков на рынке, то по мнению Виктории Кубриной, в условиях нестабильной экономической ситуации, мало кто готов к активной территориальной экспансии. «Даже крупному игроку сложно выйти на рынок и конкурировать с уже стабильно работающими участниками рынка при условии, что все ниши уже заняты. С момента старта работ по организации фитнес-клуба до его открытия проходит не один месяц», – делится Виктория Кубрина.
Алексей Ковалев также не ожидает открытия новых фитнес-клубов. Основная причина – рост себестоимости их строительства. «Рынок в целом находится в стагнации, а нестабильная экономическая ситуация заставляет людей пересматривать свой бюджет и отказываться от услуг «второго эшелона». Несмотря на это для большинства любителей спорта и здорового образа жизни регулярное посещение фитнес-клуба уже стало обязательным пунктом повседневной жизни. Поэтому сиюминутный отказ от привычного времяпрепровождения попросту невозможен. В сложившейся ситуации на первый план выходят клубы демократичного сегмента, где стоимость и качество услуг позволяют продолжить занятия спортом. Учитывая рост популярности спорта и фитнеса среди населения, в будущем году мы ожидаем продолжения роста числа клиентов минимум на 7-10%», – прогнозирует Алексей Ковалев.
Ольга Киселева более оптимистично смотрит на возможности открытия новых фитнес-клубов в городе в ближайшее время. «Особенностью фитнес-рынка в Перми является то, что, как и 2 года назад, ниша доступных фитнес-залов в этом городе насыщена больше, а клубы классов средний плюс и премиум по-прежнему представлены меньше. Вместе с тем, сильной конкуренции между местными и сетевыми клубами в Перми по факту пока нет: доля рынка, занятая в этом регионе сетевыми проектами, по-прежнему остается незначительной. Все эти цифры говорят о том, что, несмотря на ситуацию в экономике, в Перми будут продолжать открываться новые клубы», – считает Ольга Киселева.
Сайкл, зумба и кроссфит По оценкам Ольги Киселевой, у пермяков популярностью пользуются как традиционные групповые занятия в секциях спорт-клубов – сайкл, йога, пилатес стречинг, зумба, так и традиционные силовые тренировки (упражнения со свободными весами и др.), так и относительно новые направления – занятия в велнес-студиях, а также пока экзотические для этого региона направления: функциональный тренинг, TRX, антигравити-йога, фитнес для беременных и кроссфит. Последнее направление, по оценкам Алексея Ковалева, сейчас только набирает популярность. Программа развивает выносливость, помогает преодолеть себя и испытать свои возможности. «Также остается очень востребованным классический тренинг в тренажерном зале – тренировки, направленные на развитие силы, изменение пропорций тела. Среди танцевальных направлений сейчас особенно популярна зумба. И групповые функциональные тренировки всегда набирают полные залы», – рассказывает Алексей Ковалев. Виктория Кубрина называет наиболее востребованными услуги персонального тренинга в тренажерном зале, занятия в бассейнах с морской водой, игровые и функциональные тренировки. Самые модные направления в этом сезоне – йога и кинезиотейп, добавляет г-жа Кубрина.
Фото: flickr.com, Prayitno