По итогам работы за 2015 год юристы «Инвест-аудит» подготовили ТОП-10 основных операций и сделок, подпадающих под особый контроль налоговых органов. В основе рейтинга – юридическая практика компании, а также анализ арбитражной практики.
№1. Сделки с организациями, обладающими признаками «однодневок».
На практике налоговые органы уделяют большое внимание тому, проявляет ли организация должную осмотрительность при выборе контрагента. И если при проверке будет обнаружено, что контрагент нарушает налоговое законодательство или обладает признаками так называемой фирмы – «однодневки», сделка с таким лицом, скорее всего, будет рассматриваться как сомнительная и направленная на получение необоснованной налоговой выгоды. Соответственно, затраты по этой сделке будут исключены из налоговой базы по налогу на прибыль организаций, а НДС не принят к вычету.
№2. Деление или дробление бизнеса.
Любое разделение бизнеса и его видов, оборотов компании и процессов также попадает в сферу внимания налоговых органов. Отдельно отметим именно деловые цели дробления бизнеса, ведь доказать это в арбитражной практике становится все труднее. Разумеется, при делении и дроблении бизнеса предприниматель стремится сэкономить расходы и налоги. Но, в современном понимании законодательства, этого делать нельзя. То есть, предприниматель не должен искать более эффективные методы своей работы, а его основной задачей должны являться стабильные платежи в бюджет.
№3. Работа агента.
Такая ситуация всегда будет рассмотрена налоговыми органами, как потенциально содержащая необоснованную налоговую выгоду, вне зависимости от вида бизнеса. При этом налоговые органы будут рассматривать агентов, как «на входе», так и «на выходе». То есть агентов, которые работают с предприятием при закупке каких-то материальных ценностей, так и при продаже услуг или продукции. При этом работа через агентов будет являться необоснованной налоговой выгодой и уходом от уплаты налогов. В практике «Инвест-аудит» есть ситуации, когда в судебных решениях указывается, что необоснованное агентское вознаграждение является правонарушением даже в тех случаях, когда бизнес не может работать без агентов вообще.
№4. Затраты на управление, которые могут быть выражены в виде передачи функций исполнительного органа индивидуальному предпринимателю.
Данная операция абсолютно легитимна и разрешена нормативными документами РФ. Но индивидуальный предприниматель, который может использовать упрощенную систему налогообложения (УСН), попадает в ситуацию, когда предприятие в схеме с этим индивидуальным предпринимателем якобы получает налоговую выгоду в результате уплаты меньшей суммы налогов при затратах на управлении. Аналогичная ситуация будет и в затратах, когда функции исполнительного органа передаются управляющей компании.
№5. Услуги предприятия и лиц, использующих упрощенную систему налогообложения.
В этом вопросе сложилась обширная арбитражная практика, как положительная, так и отрицательная. При этом, конечно, примеров последней – гораздо больше. В качестве одного из них можно привести осуществление всех закупок у поставщиков, состоящих на «упрощенке». И даже в том случае, когда есть абсолютная экономическая логика – закупать там, где дешевле, у тех поставщиков, которые находятся на УСН, – предприятие может попасть под налоговый контроль и быть обвиненным в необоснованной налоговой выгоде.
№6. Роялти или платежи за право пользования теми или иными лицензиями, товарными знаками и другими объектами (чем-то нематериальным и единственным в своем исполнении: конструкторской документацией, технической документацией, полезными моделями).
Нормативное регулирование такой категории как роялти уже сформировалось в российской практике, и существуют положительные моменты в сфере ее применения для налогоплательщиков. Именно поэтому лицензионные платежи и взимание платы в виде роялти привлекают особое внимание налоговых органов.
№7. Сделки с аффилированными (взаимозависимыми) лицами и сделки, цена по которым не соответствует уровню рыночной.
Высокий налоговый риск существует при отклонении уровня цен от рыночной цены, как в большую, так и в меньшую сторону. Заключая сделки между собой, взаимозависимые лица имеют возможность устанавливать цены, которые значительно отличаются от рыночных цен. Варьируя цены, аффилированные лица могут уменьшать уровень налоговой нагрузки, в результате чего бюджет несет убытки в виде не поступивших сумм налогов. Налоговые органы вправе проверять соответствие фактических цен существующим рыночным и в случае обнаружения занижения стоимости сделок предъявить через суд налогоплательщикам мотивированное требование о доначислении налогов.
№8. Внешнеэкономические сделки.
Многие российские компании задумываются о ведении своего бизнеса за границей. Это связано как с желанием расширить рынки сбыта продукции, попробовать свои силы в другой отрасли, так и с использованием возможностей налоговой оптимизации. Анализируя внешнеэкономические сделки, налоговые органы обращают внимание и на срок расчетов между контрагентами, движение денежных средств экспортера и контрагентов по сделке осуществляется по расчетным счетам, открытым в одном банке; несоответствие банковских реквизитов иностранного покупателя, указанных в контракте, паспортах сделок, реквизитах банковских счетов; отсутствие паспортов сделок; экспорт товаров, приобретенных по цене, в несколько раз превышающей рыночные, либо по цене ниже закупочной; низкая рентабельность экспортной сделки; контракт, заключенный с иностранным покупателем, зарегистрированным в одном государстве, где товар направляется в другую страну и др.
№9. Неустойка.
В некоторых случаях предприятия закладывают в свои договоры оплату, перенося в неустойку, тем самым неся риск в работе с контрагентом. И в данном случае налоговые органы усматривают формирование налоговой выгоды, потому что налогооблагаемая цена формируется не в рамках основной цены договора, а приравниваются еще и штрафы, неустойки, пени к формированию налоговой базы.
№10. Аутсорсинг.
Налоговые органы усматривают проблему, связанную с формированием налоговой выгоды в том случае, когда предприятие отдает на откуп аутсорсинговых компаний закуп трудового ресурса – персонала специализированных компаний, которые могут иметь более низкую ставку налогообложения и взносов в фонды, чем остальные предприятия.