Продукт: «Рельсы»
Автор: Чайна Мьевилль
Рельсоморье. Обширные пространства отравленной земли, покрытые сетью стальных рельсов и деревянных шпал. Колеи, соединяющие времена и страны, проложены во всех направлениях, куда ни глянь. Они уходят в вечность. Но с острова на остров ходят слухи, что где-то за горизонтом есть выход туда, где нет рельсов, туда, где находится Рай, преисполненный богатств…
Шэмус ап Суурап, помощник доктора на поезде-кротобое «Мидас», находит ключ к разгадке этой тайны. Но сможет ли он добраться до края Рельсоморья, прежде чем пираты и рельсовый флот доберутся до него?
Для фантастики Мьевилля подходит одно емкое определение – богатая. Это как высокобюджетный голливудский боевик, сделанный по канонам жанра, мастерски срежиссированный и насыщенный качественными спецэффектами. Кроме того, Мьевилль – знатный левак, и самая редкая его вещь обходится без изящной политической подоплеки. Нет, Мьевилль не навязывается читателям с рассказами о прелестях коммунизма – он переплавляет и встраивает политические теории и идеологию в почти незаметные сюжетные мотивы. Социальная фантастика Мьевилля – это, пожалуй, одно из самых любопытных явлений современной литературы, сочное и кинематографичное. Удивительно, что ни один из романов англичанина до сих пор не был экранизирован.
Что касается политической морали, то в «Рельсах» с ней вышел прокол. Здесь в большем почете разнообразие фантастического мира и изворотливость сюжета. Рельсоморье, это чувствуется, – результат кропотливой авторской работы. Мьевилль всегда славился бурным (почти буйным) воображением и каждый раз он делает все, чтобы оправдать это высокое реноме и не ударить в грязь лицом. Главный герой – слегка наивный и настырный молодой человек – вместе с читателями изучает и поражается окружающему миру, возведенному писателем.
Возможно, читатели, умудренные литературным опытом, посчитают повествование довольно прямолинейным, и это будет справедливо – в этот раз Мьевилль сориентировался не столько на поклонников хардкорной фантастики с многочисленными сюжетными ответвлениями, сколько на юношескую аудиторию, в последнее время обделенную качественным чтивом. И проблемы, закладываемые автором в своей новой работе, – под стать. «Рельсы» не о железнодорожных баталиях, подземных чудищах и капитанской смелости, они – о взрослении и возмужании, о поиске опоры в полуразрушенном мире. «Рельсы» – это круто сваренный постапокалиптический киберпанк под стук колес и сердец.
Рекомендации «bc»: читать
16+
Продукт: «Равные»
Режиссер: Дрейк Доримус
Сайлас живет в дивном новом мире, в обществе, названном «Коллектив». Жители этого современного мира – новое поколение людей, Равные. Равные – это мирные, спокойные, вежливые и справедливые люди, и жизнь в «Коллективе» идеальна. В нем не существует ни бедности, ни жадности, ни насилия, ни эмоций… Но над обществом нависает новая угроза: заболевание «SOS» или «Синдром Общественной Сознательности», жертвы которого подвергаются всему, чего, как они думали, избежали: депрессия, уязвимость, страх, любовь. Если правительство обнаружит человека, зараженного «SOS», его сразу же заберут в Нору, после чего этого человека уже никто и никогда не увидит.
Когда главный герой обнаруживает, что он тоже заражен, он становится изгоем, но замечает женщину, которая, как ему кажется, понимает, через что ему приходится проходить. В это время правительство заявляет о том, что лекарство от болезни «включенных эмоций» было найдено, и главные герои вынуждены искать способ уберечь свои чувства от чужого вмешательства и разрушения, а также бороться за собственную жизнь.
Уже из описания ясно, что «Равные» – это классическая антиутопия в мягкой обложке, этакая «Мы» для подростков, и одновременно – вольный римейк небезызвестного «Эквилибриума». Если в книге Замятина и фильме Курта Уиммера речь шла о политическом и силовом противоборстве с главенствующей Системой, то в «Равных» упор сделан на попытках отдельно взятых индивидуумов проявить и отстоять свою чувственность в условиях безэмоционального социума.
Такая постановка вопроса изначально смещает акцент с «социальности» в сторону наивной романтичности, и кому-то такой подход может показаться несерьезным, однако создателям «Равных» удалось сдержать намечающийся крен в мелодраматичность и сохранить важные аспекты именно антиутопического жанра: жестокость коллективных практик, понимание главным героем того, что выжить ему удастся лишь за пределами Системы; безнадежность затеваемого бунта. В эту концепцию не слишком органично вписываются исполнители главных ролей – гламурные Николас Холт («Убей своих друзей») и Кристен Стюарт («Сумерки»), но даже они не в состоянии испортить положительное впечатление от ленты, которая учит прежде всего искренности. И пусть эта мораль довольно избита, но руководствоваться своими чувствами способен не каждый, и тот, кто решается на подобное, вполне может рассчитывать стать героем. Если не для будущих поколений, то, по крайней мере, для своего избранника.
Вердикт «bc»: романтическая антиутопия
16+
фото: indiewire.com