Экономика
  1. Экономика
 12 августа 2016, 10:45  

Ехал гречка через речку. С начала года цены на ряд продуктов в Прикамье выросли до 50%

Ехал гречка через речку. С начала года цены на ряд продуктов в Прикамье выросли до 50%
Business Class узнал, с чем связан такой ощутимый скачок.

И зимой, и летом не одним цветом.

По результатам исследования Пермьстата, с декабря 2015 по июль 2016 года наибольшее изменение в цене наблюдалось у картофеля — овощ подорожал почти на 50%. Цена гречневой крупы за этот период выросла на 34%, ее средняя цена в июле составила 92,7 руб. за кг. По данным Пермского УФАС, только в июле текущего года цена гречки выросла на 28% по сравнению с июнем. Кроме этого наибольший прирост цен за данный период показали виноград (42%), морковь (39%) и свекла столовая (38%).

Некоторые продукты подорожали именно за последний месяц, к примеру, цена сахарного песка за последние полгода выросла на 9%, причем только в июле товар подорожал на 6% (его средняя цена составила 57 рублей за кг) по сравнению с предыдущим летним месяцем.

Эксперты объясняют рост цен ежегодными сезонными колебаниями и прогнозируют их падение осенью.

«Рост цен на картофель, морковь и другие овощи объясняется исключительно сезонностью. Этот тренд характерен для сельскохозяйственных продуктов: конец сезона ежегодно сопровождается ростом цен, — говорит Елена Гилязова, директор по развитию сети магазинов «Семья». — Объяснить такой процесс можно двумя причинами: во-первых, себестоимость товара в летний сезон увеличивается. Во-вторых, начинает ощущаться его дефицит, поскольку основной сбор урожая приходится на сентябрь. Естественно, к лету снижается и качество продукта. Согласитесь, существует большая разница между только выкопанным картофелем и овощами, пролежавшими на складе более полугода».

В Пермском УФАС отметили, что жалоб граждан на повышение цен на продукты не поступало и также объяснили удорожание сезонностью.

«Повышение цен на ряд продуктов зависит от сезонных колебаний. При поступлении большого количества свежих овощей (картофеля, моркови, лука, свеклы) на рынок в августе-сентябре их стоимость снижается. После чего цена постепенно повышается, по мере уменьшения остатков на складе», — прокомментировали в пресс-службе антимонопольного органа.

«Наиболее высокие цены на овощи устанавливаются в конце июля – начале августа, когда количество овощей нового урожая на рынке не столь велико. Такой процесс происходит ежегодно», — добавили в ведомстве.

Кроме обычного сезонного повышения цен в этом году на стоимости товаров сказалось и прошлогоднее холодное лето, повлиявшее на снижение урожая овощей.

«В этом году рост цен ряда продуктов ощутимее, поскольку прошлый летний сезон был дождливым и холодным, что привело к снижению урожайности», — объясняет Елена Гилязова.

Ритейлеры и Пермское УФАС единодушны во мнении, что осенью цены на эти же товары снизятся, это закономерный процесс.

Сильнее всего подешевели свежие огурцы (их средняя стоимость снизилась на 68%), помидоры (стали дешевле на 41%), апельсины (на 21,5%) и куриные яйца (на 19%). Почти неизменными остались цены на свинину и молоко (цена выросла на 0,3%) и курицу (стала дешевле на 0,5%).

Все вверх и вверх.

Несмотря на сезонность повышения цен на картофель, морковь, свеклу и сахар, стоимость среднестатистической продуктовой корзины с начала года все же выросла.

По данным Х5 Retail Group (развивает магазины «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель»), стандартный набор продуктов за первое полугодие 2016 года подорожал, причем это касается как общероссийской статистики, так и магазинов сети. Если в декабре 2015 года стоимость продовольственного набора по средним ценам в магазинах «Пятерочка» составляла 3573 рубля, то в июне 2016 года этот же набор уже стоил 3753 рубля. Разница составила 180 рублей, или 4,8%. В Пермском крае стоимость набора продуктов также выросла, составив в июне, по данным Пермьстата, 3734,6 руб.

«Стоимость «Продовольственного набора по средним ценам «Пятерочки» в январе по сравнению с декабрем увеличилась по России на 60 руб. (на 1,7%). Такое изменение обусловлено сезонным повышением оптовых цен на морковь, яблоки и капусту. Некоторые товары, входящие в набор, подешевели. Так, на 8,8% снизилась стоимость 1 кг печенья, на 7,6% – стоимость 1 кг пшена, на 6,9% стала ниже стоимость черного байхового чая, — такая информация приводится на сайте Х5 Retail Group. — Стоимость «Продовольственного набора по минимальным ценам «Пятерочки», напротив, снизилась. Это стало возможным благодаря товарам-драйверам, среди которых в январе были охлажденная курица, питьевое молоко, пшеничная мука и яблоки».

Ритейлеры объясняют рост суммы среднего чека подорожанием продукции из-за повышения цен производителями. Поставщики, в свою очередь, сетуют на рост издержек.

«Динамика показателей «Пятерочки» в марте была обусловлена ростом цен на питьевое молоко и некоторые виды овощей, когда крупнейшие производители молока повысили закупочные цены на свою продукцию в среднем на 4–6%. Контрагенты объяснили компании необходимость повышений из-за увеличения цен фермерами на качественное сырье, которое используется для производства продукции среднего ценового сегмента. Кроме того, увеличились закупочные цены на белорусское молоко, что повлекло за собой рост стоимости молочной продукции в розничном звене», — сообщает Х5 Retail Group.

Рост цен на продовольственные товары в целом связан и с затратами на поставку товаров из заграницы. «Также в марте 2016 года у поставщиков российских овощей длительного хранения: картофеля, моркови, капусты, подошли к концу запасы продукции, соответствующей требованиям по качеству торговой сети. В связи с этим «Пятерочка» увеличила поставки этой продукции от иностранных производителей», — говорится на сайте управляющей компании.

Все новости компаний