В Прикамье заработал новый проект кооперации местных сельхозпроизводителей по доставке продуктов «ЕшьФреш». Желающие через интернет-площадку могут заказать продукты первой свежести. На сайте уже представлены несколько категорий товаров, в том числе мясо, рыба, молоко и молочная продукция, хлеб, мед, варенье и прочее. На сегодняшний день в проекте задействованы 12 фермеров, с которыми уже заключены договоры о сотрудничестве. Автором и руководителем проекта стал выпускник Пермского капмуса НИУ ВШЭ, представивший свою идею в дипломной работе. Главным инвестором выступил генеральный директор ООО «Кастом Кэпитал Групп» Сергей Бровцев.
По словам организаторов проекта, кооперация возьмет на себя решение актуальных проблем фермеров: организацию сбыта, выстраивание грамотной логистики и продвижения, а они, в свою очередь, смогут работать без отрыва от производства.
«На сегодняшний день у нас фиксированные дни по доставке – это вторник и пятница. Такая форма обусловлена результатами опроса, показавшими, что многие семьи закупают продукты по определенным дням. Минимальная сумма заказа на сайте составляет 500 рублей. Продукцию можно забрать самовывозом из ресторана «Экспедиция» или оформить доставку на дом. Сейчас наша главная задача – выстраивание логистики», – рассказывает основатель и руководитель проекта Константин Соснин.
Министерство сельского хозяйства заявляет об активной поддержке, в том числе финансовой, тех проектов, которые направлены на создание кооперации. «Интернет-торговля продуктами питания не нова. Три года назад запускали проект «Ваш Фермер», который сегодня действует, но в реорганизованном формате, – подчеркнул министр сельского хозяйства и продовольствия Пермского края Иван Огородов. – Мы готовы поддерживать любые инициативы, которые предполагают образование кооперации, не только организационно, но и финансово. На сегодняшний день грантовая поддержка кооперации из краевого и федерального бюджета составляет 15 млн рублей. Мы, со своей стороны, готовы поднимать эту планку. Федеральная база позволяет на один кооператив выделять порядка 60 млн рублей. В прошлом году ведомство поддержало 6, а в этом уже 8 кооперативных проектов».
Отбор фермеров будет осуществляться по критерию качества продукции.
Сергей Бровцев, генеральный директор ООО «Кастом Кэпитал Групп»:Проект запустился две недели назад. Ряд вопросов еще не решен. Так, проблемой остается логистика. «На сегодняшний день окончательно не решен вопрос с логистикой. Хотя варианты у нас есть», – говорит Сергей Бровцев.
– Мы отбираем фермеров, которые производят качественную продукцию, а также могут наладить логистику. Наценка составит 10-30%, на наш взгляд, это немного, и сделает фермерские продукты более доступными. Фермерские продукты во всем мире недешевые, поскольку они имеют высокое качество. Также продукция не уступает импортной.
Правда, у экспертов этот проект, как и подобные идеи продажи фермерских продуктов, вызывают скепсис. Ранее было анонсировано открытие в ноябре 2016 года в Перми первого продуктового рынка европейского уровня. Он разместится в торговом центре «Галерея». Эксперты выразили сомнение, что такой формат будет иметь успех. Пермский предприниматель Игорь Вайсман в обсуждении в Facebook подчеркнул, что в Перми понятия фермерской еды не сложилось. «Нет такого понятия в Перми и в ближайшее время не будет. Даже на Центральном рынке самих фермеров единицы. Фермеры, за исключением двух-трех, не готовы к производству круглогодично. Сами торговать не умеют и не хотят. Если рынок будет собирать продукцию по краю и ее перерабатывать, то слабые шансы (на успех проекта – «bc») есть», – отметил г-н Вайсман.
С июня 2014 года в Перми работала сеть магазинов «Ваш Фермер», специализирующаяся на натуральных продуктах, поставляемых напрямую от пермских фермеров, кроме этого, развивалось и направление оптовых продаж. Однако уже через год ООО «Ваш Фермер» прекратило свое существование. После распада сети отдельные магазины действовали под руководством фермеров, поставлявших продукцию в «Ваш Фермер».
«Нам пришлось оптимизировать расходы сети, – объясняла тогда Светлана Перминова, директор сети. – Мы нашли другую форму, чтобы сохранить канал сбыта продукции».
В магазинах сети «Семья» действует проект «Настоящее», объединяющий ассортимент продуктов, поставщиками которых являются фермерские хозяйства Пермского края. На сегодня в торговой сети представлены только три категории продуктов: мясо, молочная продукция и мед. Но в последние полгода новостей о развитии проекта «Настоящее» не было.