Business Class проанализировал, как изменились за год масштабные пермские проекты. Переезд художественной галереи и зоопарка, новые железнодорожный и аэровокзал, третий мост через Каму – этого многие пермяки ждут годами. Утверждать, что в 2017-м мечта о том или ином объекте исполнится, можно пока в единичных случаях.
Аэропорт.
Новый терминал аэропорта «Большое Савино» начали строить в октябре 2015 года. Нюансы, вроде возникшей было перспективы сдать аэровокзал без перрона, решаются. К середине ноября объект был готов на 40%. Завершен монтаж железобетонных и металлоконструкций здания.
Строительство идет согласно графику, новый терминал будет готов к 1 декабря 2017 года.
Общая площадь здания аэровокзала составит почти 30 тыс. кв. м. Он будет оборудован 3 посадочными галереями и 5 телетрапами. Будущий терминал «Большое Савино» сможет обслуживать до 2-3 млн пассажиров в год.
Зоопарк.
В 2015 году в Перми нашли новую площадку для переезда зоопарка – в микрорайоне Нагорном. В ноябре гордума поддержала смену зонирования этого участка, а также вернули статус городских лесов территории в Черняевском лесу, где строительство зоопарка планировалось.
В течение 2016 года был разработан проект зоопарка. Речь идет не о создании чего-то абсолютно нового, а об адаптации проекта, созданного испанскими архитекторами для биопарка на Братской (там его хотели разместить еще до Черняевского леса).
Кроме того, краевые власти успели провести два аукциона по строительству зоопарка. Первый не состоялся, но со второй попытки подрядчика определили. Победителем признана санкт-петербургская компания «ТехГлавСтрой».
На выполнение работ по контракту дается 420 дней. Таким образом, если работы будут идти по плану, то в 2017 году новый пермский зоопарк будет готов больше, чем наполовину.
Речной вокзал.
В 2015 году краевые власти объявляли аукцион на приспособление здания Речного вокзала для современного использования и неоднократно его переносили. Подрядчика пытались определить даже в Новый год, 31 декабря. Однако эта, как и еще несколько попыток оказались неудачными. Состоялся только четвертый по счету аукцион.
Летом 2016 года реконструкция речного вокзала шла полным ходом. Бульдозерами и другой тяжелой техникой была разобрана треть строения. Сейчас на ее месте возводится новый кирпичный пристрой. В начале декабря в здании установили окна.
Работы планируют полностью завершить осенью 2017 года. Планируется, что после ввода объекта в эксплуатацию туда вернется музей современного искусства PERMM.
Галерея.
К концу 2015 года краевые власти выбрали проектировщика, который будет заниматься реконструкцией здания на ул. Окулова, 4, куда должна переехать Пермская художественная галерея. Победителем стала московская компания «ПСК-Технология». Летом 2016 года проект был готов.
16 сентября объявлен первый аукцион по выбору подрядчика для выполнения работ по реконструкции. На этой стадии реализация проекта забуксовала. Аукцион несколько раз переносился, а 12 декабря стало известно, что он не состоялся.
За контракт с начальной стоимостью 812 млн рублей боролись две московские компании. АО «Строительная компания Флан-М» предложила цену 799,86 млн рублей, ООО «Строительная компания «Строй групп» – 803,92 млн рублей. По результатам рассмотрения вторых частей заявок обе они признаны не соответствующими конкурсным требованиям. Компании не предоставили в полном объеме копии ранее исполненных контрактов. В обеих заявках не хватает приложений к договорам.
О проведении повторных конкурсных процедур не объявлено.
Мосты.
В 2015 году власти Перми озвучили планы по строительству третьего моста через Каму к 300-летнему юбилею города (2023-му году). В марте 2016 года губернатор Виктор Басаргин назвал в качестве дедлайна эту же дату.
В конце октября администрация Перми определила победителя открытого конкурса по обоснованию места строительства третьего моста через Каму. Им стала компания ЗАО «Институт Гипростроймост – Санкт-Петербург», предложившая наименьшую цену контракта – 7,4 млн рублей. Второе место занял участник также из северной столицы – «Ленгипроинжпроект». Эта компания оценила работы дороже всех – в 11,686 млн рублей. Всего в торгах принимали участие шесть компаний.
Начальная (максимальная) стоимость контракта – 12,3 млн рублей. Из них 3 млн рублей выделено из городского бюджета, а большая часть – из краевого. Где лучше строить мост, эксперты скажут в мае 2017 года. Тогда же станет известна его ориентировочная стоимость.
Проект строительства третьего моста через Каму планируется подготовить к 2020 году. Об этом депутатам Законодательного Собрания рассказал Сергей Постоловский, ныне исполняющий обязанности первого заместителя министра транспорта Пермского края. По некоторым оценкам, проект реально подготовить и в более сжатые сроки.
Еще один мост – Чусовской, планируется построить в рамках концессионного соглашения. Осенью на встрече с депутатами пермского Заксобрания Алмаз Закиев, возглавляющий тогда краевой минтранс, заявлял, что ведомство планирует объявить конкурс среди инвесторов на строительство объекта до конца 2015 года. Однако отбор концессионера для строительства моста через Чусовую начался только в конце января 2016 года. Победителем стал банк ВТБ. Но соглашение с ним все еще не подписано. Заключить его рассчитывают в феврале 2017 года.
В рамках концессионного соглашения с инвестором будет построен мост через Чусовую, подъездная дорога к нему и участок Восточного обхода с 0 по 4-й километр. Общая стоимость реализации проектов – составит более 14 млрд рублей.
Вокзал Пермь II и улица Строителей.
Весной 2015-го года проект реконструкции транспортно-пересадочного узла на базе железнодорожного вокзала Пермь II обсудили на градсовете. Здесь планируется возвести многофункциональный комплекс, гостиницу, офисное здание и автовокзал. На землях бывшего Товарного двора запроектировали торговый центр. Через некоторое время начались судебные разбирательства между пермским теруправлением Росимущества и краевыми властями из-за участка товарного двора. В марте 2016 года Алмаз Закиев рассказал, что у проекта появился новый инвестор «Трансстройм», готовый вложить в него 8 млрд рублей.
7 ноября 2016 года проблема с правами на участок Товарного двора разрешилась. При этом и.о. руководителя ТУ Росимущества в Пермском крае Денис Молодых, отметил, что «вопрос был в бюрократической машине, которая рассматривала ситуацию со всех сторон. Прийти к решению, как показала практика, можно за один месяц», – добавил он.
В конце ноября краевой минтранс издал приказ о разработке документации по планировке территории железнодорожного вокзала и прилегающих участков. Конкретная дата разработки планировочной документации в приказе минтранса не указана. Однако в администрации города уточнили, что срок подготовки такой документации, как правило, составляет 3 месяца с момента выдачи техзадания на проектирование.
Примечательно, что для реконструкции Перми II краевые власти создали специальную проектную организацию – ОАО «РВ-Пермь», в уставный капитал которой еще в 2014 году были внесены 150 млн рублей из регионального бюджета.
Со строительством ТПУ синхронизировано возведение улицы Строителей. Эта магистраль должна соединить улицу Локомотивную с Красавинским мостом. Проектирование дороги планировалось завершить в июне 2016 года, потом окончание работ перенесли на полгода. Как сообщали ранее в администрации Перми, после утверждения концепции размещения всех функциональных строений для работы узла, проектировщикам понадобится еще шесть месяцев для окончания проекта. Но есть и хорошая новость – идея сделать улицу Строителей первой платной магистралью Перми сейчас не рассматривается. «Заключение концессионного соглашения для строительства этой улицы можно рассматривать в том случае, если совсем не будет хватать денег. Но на сегодняшний день это не актуально», – заявил глава Перми Дмитрий Самойлов в интервью «bc».
Театр оперы и балета.
В 2015 году и ранее рассматривался проект по возведению новой сцены Оперного театра в качестве пристроя к существующему зданию. От этой идеи отказались «из-за сложных экономических условий». Вместо новой сцены решено возвести концертно-театральный зал, который театр использовал бы совместно с краевой филармонией. В Оперном выступили категорически против такого решения. Там считают, что новую сцену нужно возвести отдельно для сохранности исторического здания театра, которое затем надо реконструировать. В основу проекта здания новой сцены должен лечь проект Чипперфильда, который разрабатывался в 2010-2015 годах.
Для строительства универсального концертного комплекса рассматривается территория в Разгуляе. На минувшей неделе городская комиссия по землепользованию и застройке рассмотрела заявление ГКУ «Управление капитального строительства Пермского края» (УКС) об установлении единой зоны и снятии ограничений по высоте строительства для трех участков в этом районе. В том числе, сквера, где установлен памятник основателю Перми Василию Татищеву. Для всех участков УКС попросил установить единую зону обслуживания и деловой активности городского центра (Ц-1) и снять ограничение по высоте застройки 20 м, установленное для центральной части Перми. Это необходимо для дальнейшего формирования единого участка под проектирование и строительство театрально-концертного комплекса.
Рассмотрение заявления отложено. Как рассказал Business Class глава администрации Перми Дмитрий Самойлов, площадка в Разгулее – базовый вариант места строительства новой сцены оперного театра, но не окончательный. «Это одна из рассматриваемых площадок. На сегодняшний день ее можно назвать базовой. Но прежде чем прийти к окончательному решению, надо решить, что именно строить, а уже потом – где», – отметил он. Г-н Самойлов подчеркнул, что администрация Перми сделает все, чтобы предложить для реализации этого проекта лучший земельный участок из тех, что есть.
Эспланада и набережная.
В начале 2016 года в распоряжении Business Class оказался проект развития эспланады в Перми. Речь идет об участке в центре города, включающем улицами Ленина, Советской, Крисанова и «Домом Советов». Проект разработала проектно-строительная фирма «Горпроект» во главе с архитектором Виктором Щипалкиным. Тогда Андрей Шагап, занимавший пост первого заместителя главы городской администрации отметил, что в ведется разработка альтернативного проекта, «который затрагивает практически всю эспланаду до фонтана». К новому проекту инвесторы проявляют значительный интерес, добавил он.
Однако по словам Дмитрия Самойлова, к концу 2016 года не нашлось инвестора, готового вложить деньги в реализацию проекта.
Стоит отметить, что весной 2016 года представители пермской мэрии и «Федерального центра проектного финансирования» обсудили перспективы сотрудничества сторон по нескольким проектам. Среди них – реконструкции эспланады, Дворца спорта «Орленок» и крупный девелоперский проект на набережной «Новый город». Были подготовлены дорожные карты по каждому из направлений, но конкретных шагов к реализации не сделано. Дмитрий Самойлов рассказал, что «живыми» остаются проекты «Орленка» и эспланады». «Что касается набережной, в текущих экономических условиях можно прогнозировать и мечтать, но реализовать эту идею сейчас, наверное, нереально», – отметил он.
Зато в этом голу часть Пермской набережной реконструировали. На открытии выступил Михаил Бояский.