Business Class поинтересовался у финансовых аналитиков, с чем связано декабрьское укрепление рубля, насколько долгим оно окажется и почему не стоит «играть против» американской валюты.
С чем связана динамика курсов валют в декабре? Прогнозировалось ли такое развитие событий?
Владимир Денисов, партнер Berkshire Advisory Group:
– Мы наблюдаем кратковременные колебания курса доллара, основная причина которых – необоснованные ожиданиями долговременного укрепления рубля, основанные на подорожании нефти.
Сергей Хестанов, советник по макроэкономике гендиректора «Открытие Брокер»:
– Главная причина укрепления рубля в первой половине декабря - сильный рост стоимости нефти, связанный с решением стран ОПЕК ограничить добычу. Такое развитие событие прогнозировалось с вероятностью около 70%.
Юрий Гаврилов, генеральный директор ИК «Финансовый дом»:
– Все события, влиявшие на курс доллара, были заранее известны. В первой половине месяца главный определяющий фактор - цена на нефть. Корреляция была 100%. Во второй половине декабря укреплению доллара относительно рубля способствовала политика Федеральной резервной системы США. Влияние оказали и российские события: продажа «Роснефти», траты из резервного фонда РФ и растущая ликвидность банков.
Анастасия Игнатенко, аналитик ГК TeleTrade:
– Текущая динамика курсов во многом связана с результатами встречи ОПЕК, как внутри себя, так и со странами, не входящими в картель, а также с итогами заседания ФРС США.
Оба этих события выступили катализаторами роста нефтяных цен и американской валюты, что и определило текущие тенденции. И если в большинстве своем доллару США удалось переломить ранее существовавший в некоторых парах негативный тренд по нему, то вот в борьбе с рублем, победа досталась оппоненту. Российская валюта имеет высокие шансы показать максимальный за всю историю прирост по итогам 2016 года.
Каким «должен быть» курс доллара к рублю при сегодняшних ценах на нефть?
Юрий Гаврилов:
– Действующая цена и есть правильная. На рынке действует множество продавцов и покупателей, что позволяет сохранить баланс справедливой цены.
Максим Логвинов, генеральный директор АН «Красная горка»:
– Основная задача российского ЦБ при текущих ценах на нефть, как ни покажется странным на первый взгляд, – поддержка доллара. То есть регулятор всеми силами будет стремиться ограничить рост курса рубля. По примеру мая прошлого года, ведомство может пойти, в том числе на массованные рублевые интервенции, скупая доллары на рынке. При нынешних котировках «черного золота» отечественная валюта уже должна была опуститься ниже отметки 60 рублей за доллар, где-то в район 58-59 рублей. Но этого не происходит, вполне вероятно, ЦБ уже проводит интервенции. Объясняется такая политика исключительно сохранением конкурентоспособности российских товаров в рамках программы импортозамещения.
Сергей Хестанов:
– Обусловленный соображениями балансировки федерального бюджета курс доллара США составляет около 56 рублей. Однако, такой курс неблагоприятен для экспортеров и для федерального бюджета. Эти соображения заставляют ЦБ РФ принимать меры по ограничению роста курса рубля.
Дмитрий Быстревский, директор филиала БКС Премьер:
– Сейчас комфортным для экономики и бюджета можно называть диапазон 63-65 рублей за доллар. В данный момент рубль кажется чрезвычайно крепким, что нивелирует эффект от дорожающей нефти для бюджета.
Владимир Денисов:
– Долговременной тенденции укрепления курса рубля не предвижу. Во-первых, она не выгодна нашим ведущим экспортерам, обеспечивающим основную доходную часть бюджета. Во-вторых, бюджет сверстан из курса примерно 65 руб. за доллар. Укрепление курса не позволит правительству выполнить свои обязательства. Вывод: текущие колебания в конце года будут происходить в коридоре 60 - 65 рублей за доллар.
Аналитический департамент международной брокерской компании Libra Brokers:
– Для упрощения эффекта только от нефтяного фактора, можем брать в расчет, что каждым +5$ среднегодовой цены барреля нефти примерно соответствуют +0,5% к профициту бюджета в п. п. от ВВП РФ, -1,5-2% инфляционных изменений и +5 рублей к укреплению национальной валюты относительно доллара за год. За точку отсчета можно было взять $45/баррель в 2016, иначе говоря, при нефтяных котировках марки Brent в районе $45 ждем где-то такого же бюджета около -3%, курса доллар/рубль $65 – соответственно. Все средние цифры, и, разумеется, это только влияние «черного золота».
Продолжится ли укрепление рубля относительно иностранных валют (доллара и евро) в 2017 году?
Дмитрий Быстревский:
– Совершенно очевидно, что доллар будет укрепляться против всех валют за счет планов ФРС и Трампа, в том числе против рубля. Что касается евро, то многое будет зависеть от переговоров по Brexit и общей ситуации в ЕС, но сейчас эта валюта выглядит слабой.
Сергей Хестанов:
– Скорее всего, ЦБ РФ путем пополнения международных резервов (покупая доллары за рубли) будет препятствовать дальнейшему росту курса национальной валюты.
Юрий Гаврилов:
– Рискну предположить, что укрепления рубля потенциально возможно, но лимит ограничен. Тем не менее, я бы не стал играть против доллара.
Анастасия Игнатенко:
– Ждать еще одной волны агрессивного укрепления рубля, я бы не стала. Да, тренды от апреля расширили свои нижние границы, но и они же говорят, что район 60,2-60,6 рублей по доллару и зона 63,8-64 рублей по евро должны выступить в роли ближайших уровней спроса. Новые рубежи биржевые курсы валют должны обжить, прежде чем трейдеры начнут строить прогнозы на 2017 год.
Аналитический департамент международной брокерской компании Libra Brokers:
– Основным прогнозом является дальнейшее ослабление рубля в 2017 году, к доллару сильнее, к евро – чуть меньше: консенсус даже по консервативным оценкам дает средний курс Usd/Rub в 65-70 рублей, в моменте же январе-февраля грядущего года ничто не «мешает» котировкам «сходить» и до 75. Евро, конечно, слабее американской валюты как экономически (фундаментально), так и технически, однако при этом еще долго будет превосходить российскую «монету». Тенденция по Eur/Rub останется либо постепенно повышательной, либо сохраняющейся выше 65-70 рублей в долгосрочной перспективе.
Какие факторы, кроме цен на нефть, буду влиять на динамику курса валют?
Дмитрий Быстревский:
– Традиционно основное влияние на валюты в целом, если не говорить исключительно о нефтедобывающих странах, оказывает денежно-кредитная политика крупнейших экономик, прежде всего США. Именно этот фактор и будет главным.
Юрий Гаврилов:
– Кроме нефти влияние будет оказывать фактор ликвидности. В предвыборный год существуют риски роста бюджетных расходов на социальные программы. Это может привести к некоторой девальвации рубля.
Сергей Хестанов:
– Кроме стоимости нефти важнейшим фактором, влияющим на курс рубля, является политика ФРС США относительно величины процентной ставки. Повышение ставки (на 0,25%), которое произошло 14 декабря 2016 года, оказало сдерживающее влияние на курс рубля. Скорее всего, тенденция к продолжению повышения ставки ФРС в 2017 году продолжится.
Аналитический департамент международной брокерской компании Libra Brokers:
– Сейчас наблюдается картина перераспределения «приоритетов»: в настоящее время важнее заявлений официальных лиц являются сравнительное состояние экономик РФ, ЕС, Штатов и Китая, решения по процентным ставкам и события вроде Брексита, избрания Трампа и итальянского референдума. А вот от санкций влияние на мнение участников рынка гораздо ниже, чем было в 2014-15, даже в марте-апреле и июне этого года: разве что при ослаблении санкционного давления курс может отреагировать движением на 2-3 рубля не в пользу доллара, но и только.
По вашим прогнозам, сколько будет стоит доллар и евро в середине 2017 года? В конце 2017 года?
Сергей Хестанов:
– Консенсус-прогноз курса рубля на середину 2017 года - 66-68 рублей за доллар, на конец 2017 года - 69-72. Именно такая динамика курса рубля позволит сбалансировать федеральный бюджет при нынешней динамике цен на нефть.
Владимир Денисов
– В следующем году, если не случится каких-то непрогнозируемых событий, будет иметь место тенденция к медленному ослаблению курса рубля до 67 руб. за доллар.
Дмитрий Быстревский:
– Все будет зависеть от действий ФРС и динамике на рынке нефти. К середине 2017 г. рубль может как упасть до 66-68 за доллар, так и укрепиться до 58-59 к американской валюте. К концу года курс, скорее всего, будет более слабым.
Анастасия Игнатенко:
– Начало следующего года видится вариативным. Первый и наиболее позитивный сценарий предполагает рост доллара в район 64-64,5 рублей при условии удержания зоны 60,2-60,6 рублей.
Второй вариант, который может быть спровоцирован дальнейшим ростом цен на нефть в район 60$ за баррель, может привести к пробою вышеназванного уровня поддержки, тогда курс американской валюты рискует протестировать на прочность следующий важный рубеж – это отметка 58,5 рублей.
Максим Логвинов, генеральный директор АН «Красная горка»:
– Если курс доллара откатится к отметке 55 рублей, что вполне было бы логично при достижении нефтью марки Brent уровня $65 за баррель. Эта отметка, после преодоления психологически важного барьера в $50 за баррель, уже не выглядит такой недостижимой. Поэтому в следующем году ЦБ в любом случае (практически при любых ценах на нефть), будет стремиться удержаться в рамках определенного коридора. На мой взгляд, он находится в пределах 60-67 рублей за доллар. Более низкая цена невыгодна с точки зрения импортозамещения. Более высокая может ударить по тем компаниям, которые закупают оборудование за рубежом и по тем, кто активно назанимал в валюте.
Юрий Гаврилов:
– В I квартале 2017 года возможно продолжение укрепления доллара относительно всех мировых валют. Связано это с изменением политической программы Администрации нового президента Трампа. Во II квартале все будет зависеть от выполнения соглашения ОПЕК о сокращении добычи нефти. При благоприятных условиях есть надежда на рост национальной валюты и цена в 60 рублей за доллар уже в середине года может быть вполне реальной.
Вторая половина года может быть ознаменована некоторой девальвацией рубля. Влияние окажет фискальное давление, связанное с приближением к президентским выборам. Консенсус Bloomberg по курсу рубля на конец года равен 64,7 руб/$. На мой взгляд, такое развитие событий выглядит наиболее вероятным.