Город
  1. Город
 20 мая 2017, 12:00  

​«Корто Мальтезе. Баллада соленого моря»: голливудский концентрат или старомодный вестерн

​«Корто Мальтезе. Баллада соленого моря»: голливудский концентрат или старомодный вестерн

Книга «Корто Мальтезе. Баллада соленого моря»

Автор: Уго Пратт


ЗА

У каждой эпохи есть герои, которые, на первый взгляд, вовсе не герои: они не отстаивают высоких идеалов, не проявляют патриотических замашек и предпочитают отсидеться в кустах, когда неподалеку затевается серьезная буча. И тем не менее своими действиями и умонастроением они олицетворяют эту эпоху, являются одним из ее атрибутов и архетипическим представителем. В отечественной литературе таким запоминающимся типажом был, конечно, Остап Бендер. Образ бродяги с аристократическими повадками и неугасаемой жаждой личной наживы дублировался писателями и художниками до и после Бендера. Итальянской копией «великого комбинатора» стал Корто Мальтезе – опытный моряк, сердцеед и то ли разбойник, то ли рыцарь – которого в серии комиксов изобразил Уго Пратт. Образ Мальтезе уже давно стал достоянием мировой общественности. Первая история серии под названием «Баллада соленого моря» была переведена на русский язык лишь в 2017 году, несмотря на то, что с момента издания первоисточника прошло ровно полвека.

Публикация на русском вновь поставила перед интеллектуалами и литературными критиками знакомый вопрос – способен ли графический роман считаться произведением искусства. Ведь, по сути, это упрощенная версия словесности – читателю даже не нужно напрягаться и придумывать образы главных героев, художники уже все решили за него. Да, никто (кроме, разумеется, того, кто напишет рецензию «Против») не отрицает качества и значения творчества Уго Пратта, однако встанет ли Пратт на одну ступень, например, с Данте Алигьери – вот в чем интрига.

Но этот вопрос актуален лишь для тех, кто еще не знаком с похождениями Корто Мальтезе. Итальянцы уже давно возвели Пратта и его героя в абсолют и культ. И тот, кто возьмет на себя труд прочитать «Балладу соленого моря» (это лишь первая и малая часть всего корпуса «сказаний» Пратта), тоже поддастся этому нечеловеческому влечению. Данте Алигьери был приведен в сравнение не случайно. Он создал в своих виршах мифологическую систему, что функционирует по своим собственным законам. Лихая «Баллада…» тоже напоминает средневековый миф, только его действие перенесено в 1913 год, а заправляет всем не Люцифер, а Монах – таинственный главарь пиратского синдиката, который пытается извлечь выгоду из надвигающегося конфликта и перетянуть на свою сторону главного героя.

Погони, перестрелки, сражения с гигантскими осьминогами, любовная «химия», – этот голливудский концентрат обеспечит восторженное внимание к сюжету. Отказать в симпатии искреннему, настойчивому и ироничному главному герою будет невозможно. По прочтении «Баллады…» единственный вопрос, который вас будет беспокоить, – когда ждать продолжение.


ПРОТИВ

1913 год, южная часть Тихого океана. Даже здесь, на другом конце света, приближающаяся Первая мировая война грозит серьезно изменить существующий расклад сил. Пираты во главе с Монахом планируют организовать несколько дерзких грабительских акций, и помогать им в этом вызывается опытный моряк Корто Мальтезе. Однако вскоре ситуация выходит из-под контроля, а грянувший глобальный конфликт окончательно путает карты…

По своему духу и идеологии первое из творений Пратта походит на старомодные вестерны, где мрачноватый герой, не расстающийся с сигаретой, разит соперников налево и направо и умудряется выжить после выстрела в упор. Корто Мальтезе – герой ушедшей и уже не понятной многим эпохи. Он, к примеру, способен выбраться из упавшей с обрыва в океан машины, тут же сразиться с монструозным осьминогом, попутно вытащив на берег юную черноволосую красавицу. Думается, что даже супергерои Marvel перестали быть столь прямолинейно отважными и неуязвимыми. Мальтезе, что в течение всей книги находится меж нескольких огней (пираты, немцы, британцы) уходит ото всех, как Колобок, отстреливаясь через плечо, и воздвигает над руинами свою собственную справедливость. Все это выглядит чрезвычайно пафосно и неестественно. Ожидающие умный боевик или шпионскую драму, получат лишь приключенческие бредни, авантюрный роман о бессмертном Корто Мальтезе – он впечатлит лишь тех, кто соскучился по образам Хамфри Богарта и Клинта Иствуда.

Бессмертие Мальтезе – не красное словцо. Уго Пратт и его творческие последователи нарисовали такое количество комиксов про улыбчивого моряка, что, как говорится, столько не живут. Однако в последующих работах Корто Мальтезе, по крайней мере, прибавляет по части мистики и фантастики – путешествует сквозь время, сражается с потусторонними сущностями и т.д., обретая узнаваемый стиль и инфантильную непосредственность. Ничего этого в «Балладе соленого моря нет». Героические подвиги Мальтезе вершит с серьезнейшим видом, и самые невероятные события объясняются исключительно везением (одно из чудесных спасений заключается в том, что его обнаруживают в открытом океане привязанным к хлипкому плоту; Мальтезе после этого даже не требуется время, чтобы прийти в себя).

Итак, тем, кто желает комикса про супергероев, проще обратиться к современным образцам, где и графика интереснее, и динамика без резких перепадов. А любителям приключенческих историй, пожалуй, проще перечитать Майн Рида или пересмотреть спагетти-вестерны. Комиксы Пратта все равно не смогут стать их полноценным заменителем.


16+

Все новости компаний