26 сентября под контролем службы судебных приставов стартовал снос дома-самостроя, расположенного в Голованово по адресу 1-й Мозырьский переулок, 19. В пресс-службе администрации Перми пояснили, что в минувшую среду жилые помещения начали освобождать от находящихся там вещей. «Все имущество описывается и передается на ответственное хранение взыскателю. В настоящее время законных оснований для приостановления исполнительного производства нет. Как только все квартиры будут освобождены, спецтехника подрядной организации приступит к сносу здания», – прокомментировали «bc» в пресс-службе мэрии Перми.
Дом возведен в 2011 году незаконно – застройщик не получал разрешения на реализацию проекта многоквартирного дома на участке, где возможна только индивидуальная застройка. Впоследствии девелопер продал недвижимость по долям, заключив с покупателями сделки купли-продажи. В новостройке поселились девять семей, за свои квартиры они заплатили примерно 8,4 млн рублей.
В октябре 2013 года Орджоникидзевский райсуд признал объект самовольной постройкой. Истцом выступила администрация района. Застройщика осудили, на его имущество наложили арест на сумму свыше 9 млн рублей для возмещения материального вреда пострадавшим.
Только в декабре 2016 года жильцы дома выехали. Из-за их сопротивления снос неоднократно переносился. Люди отказывались покидать квартиры, купленные у застройщика, даже несмотря на то, что в дом изначально не был добросовестно подключен к электро- и водосетям. Пострадавшие от действий мошенника нашли поддержку в администрации Орджоникидзевского района. Там проводились совещания с участием бывших жильцов, юристы консультировали их и помогали составлять иски. В итоге людей удалось выселить через суд, они были не готовы нести дополнительные расходы в виде штрафов. Сначала свои квартиры покинули люди, прописанные в доме, а пару месяцев спустя появилось новое судебное решение, которое позволило выдворить и тех, кто не был зарегистрирован по этому адресу.
Оставшись без квартир, бывшие жильцы самостроя имеют право на получение жилых помещений в домах маневренного жилищного фонда. По данным администрации города, семь человек уже воспользовались этой возможностью.
В пресс-службе мэрии Перми пояснили, что сохранить здание законным способом было невозможно. «Дом был построен без единого разрешения. Он является многоквартирным, но возведен на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. В процессе реализации проекта не проводились обязательные мероприятия, такие как государственный строительный надзор и соответствующая экспертиза. Визуально определить, какое именно жилье строится – индивидуальное или многоквартирное, еще на этапе строительства невозможно. Поэтому основания для подачи иска в суд появились только когда собственник начал продавать в доме квартиры. Закономерно, что технические условия на подключение строения к коммуникациям выдавались с расчетом на индивидуальное жилищное строительство, в дальнейшем они не были выполнены. Дом был самовольно подключен к водоотведению и водоснабжению, к сетям электроэнергии, но мощности не рассчитаны на многоквартирный дом. При этом электроэнергия использовалась одновременно для отопления, горячего водоснабжения, приготовления пищи, прочих бытовых нужд. Это было опасно для жизни и здоровья людей», – прокомментировали в пресс-службе администрации города. Там же отметили, что дом-самострой угрожал и безопасности соседей по улице. Увеличение потребления воды, электроэнергии, тепла создавало риск возникновения аварийной ситуации и нарушало права жителей ближайших домов.
По мнению сотрудников администрации, сложившаяся ситуация должна стать поучительным уроком для пермяков. «Людям при покупке квартиры следует проверять все документы – разрешение на строительство, на ввод в эксплуатацию, договоры с ресурсоснабжающими организациями, разрешенный вид использования земельного участка», – советуют специалисты. По их мнению, первый признак незаконного предложения продажи квартиры в новостройке – заниженная цена, она должна насторожить покупателей.
Юрист Станислав Шестаков подтвердил, что квартиры, стоимость которых гораздо ниже рыночной, являются «крючком» для невнимательных покупателей. По его словам, мошенническая схема, когда на земле под ИЖС строят многоквартирный дом, – не редкость на пермском рынке недвижимости. Но не все из этих строений сносят, некоторым девелоперам удавалось изменить вид использования земли на этапе строительства, и возведение дома признавалось законным. Эксперт отметил, что определить, какой тип дома строится, можно намного раньше, чем помещения в нем будут проданы. «Эти якобы частные жилые дома видно сразу: у них изолированные помещения, к каждой квартире подводятся отдельные коммуникации – водопровод, канализация, ставится отдельный электрощиток», – рассказал г-н Шестаков.
В феврале 2011 года застройщик приобрел право собственности на земельный участок площадью 1,2 тыс. кв. м. Площадка была куплена под строительство индивидуального жилого дома, затем в реестре прав на недвижимое имущество было зарегистрировано право собственности на трехэтажный жилой объект с подвалом общей площадью 1,044 тыс. кв. м. Известно, что ранее собственник обращался за согласованием для перепланировки дома, но ему было отказано. В марте 2012 года на дом было зарегистрировано право общедолевой собственности, в результате совладельцами объекта стали 16 человек. Суд признал здание самовольной постройкой и возложил на ее собственников обязанность снести объект в течение трех месяцев, однако из-за юридических и административных процедур снос дома многократно переносился.
Фото на главной: pixabay.com.