Как стало известно Business Class, в администрации Перми обсуждаются изменения в правилах благоустройства и содержания территории города. Предполагается, что с МУП «Пермгорэлектротранс» снимут обязанности по содержанию и ремонту трамвайных путей. В 2015 году на этом настаивало Пермское УФАС. Антимонопольная служба посчитала, что городская дума незаконно возложила на ПГЭТ указанные функции и предусмотрела в бюджете субсидии на их выполнение. «Поскольку рынок ремонта и содержания дорог является конкурентным, ремонт покрытия трамвайных путей, как части автодороги, должен производить подрядчик, выбранный по результатам закупки в рамках Закона «О контрактной системе» №44-ФЗ, – установили в УФАС. Гордума и администрация Перми пытались оспорить решение антимонопольного органа в суде, однако оно устояло во всех инстанциях. 24 июля 2017 властям отказали в передаче кассационной жалобы в Верховный суд.
Сейчас рассматривается возможность передачи функции по содержанию и ремонту трамвайных путей Управлению внешнего благоустройства (УВБ) администрации Перми. Исполнение судебного решения может иметь несколько разнородных последствий. Депутат гордумы Александр Филиппов уверен, что это приведет к ухудшению качества и работ по содержанию, и перевозок электротранспортом. Он напоминает: когда трамвайная сеть обслуживалась с привлечением частных организаций, надежность путей была ниже, а сходов трамваев – больше. Депутат считает, что обсуждаемые изменения приведут к аналогичной ситуации.
Александр Филиппов, депутат Пермской городской думы:
– Понятно, что коллапса не допустят, но насколько приоритетным будет для УВБ уборка трамвайных путей? ПГЭТ делает это для себя – и сам же отвечает за качество работы. В случае принятия изменений предприятию придется предъявлять претензии «на сторону». Представим ситуацию: выявлен участок путей, который может выйти из строя. Когда ПГЭТ и служба путей «в одной лодке», то ремонтники проведут оперативные работы, а водители временно снизят скорость на этом месте, чтобы избежать серьезного простоя. Если за рельсы будет отвечать не ПГЭТ, на предприятии запросто могут сказать: «Трамваи здесь должны идти со скоростью 35 км/час. Будьте добры обеспечить такую возможность, а мы подождем и предъявим вам претензии за простой.
Он отмечает еще один нюанс: снегоочистители, которые ездят по рельсам, может содержать только ПГЭТ, поскольку, по сути, это трамвайный вагон. Поэтому организация или ведомство, которое займется содержанием путей, должно будет арендовать снегоочистители у предприятия. Схема организации работы, на взгляд депутата, получается абсурдной. «Хуже будут и рельсы чиститься, и трамваи ходить», – заключает Александр Филиппов.
Собеседник «bc» в администрации Перми отмечает иные последствия передачи обязанности по содержанию трамвайных путей. Поскольку соответствующие расходы учитываются при расчете экономически обоснованного тарифа (ЭОТ) на проезд на трамвае, этот показатель снизится. По его словам, предварительные расчеты показывают, что ЭОТ приблизится к 20 рублям. Для сравнения: по итогам 2015 года он составлял 36 рублей. Для автобусов – 19 рублей, для троллейбусов – 24 рубля. В итоге было решено установить единую стоимость в размере 20 рублей, которая действует с 1 января 2016 года.
С 2016 года городская администрация не выносила на рассмотрение депутатов вопрос повышения стоимости проезда. Было решено сначала ввести систему электронного учета, чтобы получить достоверные данные о пассажиропотоке. Свою роль сыграли и политические мотивы – повышение тарифа могло вызвать нежелательную реакцию в преддверии губернаторских выборов.
По данным источника в транспортной отрасли, сейчас ничто не мешает пермской администрации вынести тариф на декабрьскую думу, затем взять время для внесения изменений в соответствии с рекомендациями депутатов, а в феврале установить новую цену за проезд, которая начнет действовать, например, с 1 апреля. Однако, по словам собеседника «bc» в мэрии, политический фактор продолжает действовать. До марта следующего года, когда состоятся выборы президента, власти не выйдут с новым тарифом, утверждает он. И добавляет, что снижение расчетного тарифа для ПГЭТ в связи с передачей обязанности по содержанию путей повлияет и на «средний» тариф, уменьшив его.
Поскольку расходы на автобусные перевозки, напротив, растут, есть основания вспомнить о предложениях по введению дифференцированного тарифа. В начале 2016 года идею озвучивал депутат Владимир Плотников. Тогда в городском департаменте дорог и транспорта заявили, что снижение стоимости поездки на трамвае приведет к негативным последствиям – придется увеличивать субсидии «Пермгорэлектротрансу» или полностью избавляться от автобусов там, где ходит электротранспорт. Если же снизится расчетный тариф на проезд в трамвае, то, соответственно, снизятся и субсидии.
Александр Филиппов не уверен, что изменения экономически обоснованного тарифа могут быть существенными. «Сомневаюсь, что расходы на содержание путей составляют хотя бы половину от него», – отметил он. Однако точными данными депутат не располагает. В МУП «Пермгорэлектротранс» оперативно предоставить информацию о доле таких расходов в расчетном тарифе не смогли.