Экономика
  1. Экономика
 31 октября 2017, 14:19  

Кому должен – всем прощаю. Перевозчики и мэрия снова спорят из-за субсидий. Быстро вопрос не решить

Кому должен – всем прощаю. Перевозчики и мэрия снова спорят из-за субсидий. Быстро вопрос не решить
Администрация Перми перестала выплачивать перевозчикам субсидии за убыточность маршрутов. В последний раз они получили деньги в августе – и только 10% от нужной суммы. Причина в том, что в бюджете закончились средства на эти цели
Автор:

Городская администрация досрочно израсходовала деньги, заложенные в бюджете на выплату субсидий перевозчикам, которые работают на так называемых убыточных маршрутах. Это направления, где, по расчетам, затраты на перевозку одного пассажира превышают установленный тариф в 20 рублей. Разницу в таком случае покрывает муниципалитет, плюс выплачивает нормативную прибыль. О том, что деньги перечислять перестали, Business Class рассказали сразу несколько перевозчиков. По их словам, в последний раз «за убыточность» администрация платила в августе, но лишь небольшую часть от общей суммы, полагающейся за месяц.

В пресс-службе мэрии с этим не согласились и сообщили «bc», что субсидии за август перевозчикам выплачены в полном объеме. Сейчас имеется задолженность за сентябрь, рассказали в администрации. Предприниматели объясняют, что власти могут заявлять о выплате дотаций, поскольку заключены дополнительные соглашения, согласно которым субсидирование происходит в рамках суммы, предусмотренной в бюджете. «Фактически задолженность есть, но документально она не подтверждена, подписано дополнительное соглашение. За август мы получили 10% от необходимой суммы. За сентябрь выплат не было. В ближайшее время получить деньги не надеемся, так как средства, заложенные на выплату субсидии, израсходованы. А внести изменения в бюджет можно не раньше ноябрьского заседания думы», – рассказал директор ООО «Закамский автобус» Вадим Стерхов.

На предложенные администрацией условия согласились не все перевозчики. Директор ООО «Мега-Групп» Валерий Ротманов сообщил, что компания направила департаменту дорог и транспорта протокол разногласий к допсоглашению. «Почему мы должны получать только 10% от положенной суммы?» – спрашивает собеседник.

Вадим Стерхов отметил неравенство подходов к поддержке автобусных перевозок и электротранспорта. Ранее депутаты согласовали выделение дополнительных средств МУП «Пергорэлектротранс», напомнил перевозчик. В конце августа дума поддержала выделение предприятию 20 млн рублей на возмещение затрат по перевозке пассажиров городским электротранспортом.

В мэрии оставили без комментариев информацию о том, что в бюджете закончились средства на выплату дотаций по убыточным маршрутам, и не рассказали о планах по корректировке бюджета. Только сообщили, что выплатят субсидии перевозчикам до конца года.

Первый заместитель председателя Пермской городской думы Дмитрий Малютин сказал «bc», что вопрос выделения дополнительных средств на субсидии перевозчикам пока не поднимался, так как не было «нулевого чтения» бюджета. Мероприятие состоится сегодня.

В связи с возникшей ситуацией уместно вспомнить не раз обсуждаемую идею направлять на поддержку убыточных направлений сверхнормативную прибыль, получаемую на других маршрутах, где затраты на перевозку одного пассажира ниже установленного тарифа. Попытка реализовать такую модель в 2010 году показала, что эти суммы примерно равны. В 2016 году вступил в силу федеральный закон №220 об организации пассажирских перевозок, который допускает правовую возможность сбора платы за перевозки «в одном котле», из которого далее можно расплачиваться со всеми перевозчиками. Кроме того, он дает возможность проводить аукционы, по результатам которых перевозчик либо получает субсидию из бюджета, если маршрут убыточный, либо сам платит муниципалитету. Правда, первый аукцион по этим правилам «вышел комом». Торги продолжались пять дней, и по их итогам маршрут был «продан» за 127 рублей.

Проведение следующих аукционов запланировано на 2018 год. Ранее в администрации сообщили, что к этому времени специалисты департамента обсудят возможные изменения в конкурсную документацию, позволяющие упростить для участников рынка процедуру торгов. Кроме того, рассматривается вопрос об изменении предмета закупки, которым может стать авточас.

Кому и сколько

В бюджете Перми на 2017 год на возмещение затрат перевозчикам, осуществляющим пассажирские перевозки автотранспортом, заложено 107,5 млн рублей, электротранспортом – 589,9 млн рублей. По сравнению с прошлым годом субсидии «автобусам» сократились на 20 млн рублей (127,6 млн рублей в 2016 году), а «трамваям и троллейбусам» – выросли на 270 млн рублей (с 317,6 млн рублей). Стоит отметить, что в 2016 году отдельной строкой выделялись расходы на субсидии ПГЭТ на обновление подвижного состава – 112,8 млн рублей.

Размер еще одного вида субсидии – за перевозку льготников – для ПГЭТ одинаков в 2016 и 2017 году и составляет 37,3 млн рублей. Для остальных перевозчиков сумма выделенных субсидий – 185,9 млн рублей и 176,1 млн рублей соответственно. Стоит отметить, что с апреля нынешнего года примерно 30% предпринимателей не получают субсидии за перевозку льготников, так как не подключены к автоматической системе учета пассажиропотока, с которой работает МКУ «Гортранс». В частности, администрация не платит перевозчикам, подключенным к системе «Прокарт». Если бы ее данные учли, то из бюджета потребовалось бы еще более 90 млн рублей.

По данным оператора системы «Прокарт», с апреля по сентябрь 2017 года в ней зафиксировано более 4,5 млн поездок по городским льготным проездным на сумму чуть более 91 млн рублей. «Мы готовы предоставить все данные для проверки департаменту дорог и транспорта Перми. Возможно, после этого сумма подвергнется корректировке, ведь муниципалитет настойчиво отказывается предоставить технические условия для корректного учета поездок по льготным проездным», – рассказал директор ООО «Прокарт» Денис Гвоздев.

По его словам, в случае дальнейшего отказа от «мирного» решения проблемы останется только один путь – инициировать судебные разбирательства. «Они могут привести к дополнительным и необоснованным расходам бюджета города на оплату судебных издержек. Ведь сегодня уже есть положительные решения о взыскании средств по аналогичным основаниям – как в Пермском крае, так и в других регионах», – отмечает г-н Гвоздев.

Среди примеров – разбирательство между перевозчиком ООО «ВТБ-авто», который использует систему «Прокарт», и министерством транспорта края. 30 октября компания в кассационной инстанции выиграла дело о взыскании невыплаченных в 2016 году субсидий за перевозку льготников на одном из межмуниципальных маршрутов.

Все новости компаний