Городские власти планируют переход к бескондукторной системе оплаты проезда в общественном транспорте. При этом появится возможность заплатить пластиковой транспортной и бесконтактной банковской картами. Отправной точкой для изменений служат планируемые новшества во взаимоотношениях муниципалитета и перевозчиков. Предполагается, что власти будут закупать авточасы, а не разыгрывать маршруты. Соответственно предприниматели станут обеспечивать только выполнение транспортной работы, в которую не входит сбор выручки от продажи билетов. Чтобы не нести расходы на содержание кондукторов, муниципалитет запустит новую систему оплаты.
Реформа будет проходить в несколько этапов. В 2018 году будет протестирована система безналичной оплаты и приняты необходимые нормативно-правовые акты. В частности, потребуется ввести дифференцированный тариф, а для этого изменить методику его расчета. При безналичном расчете проезд должен стать дешевле, чем при оплате наличными.
По словам начальника МКУ «Гортранс» Анатолия Путина, для появления у пассажиров мотивации к использованию новшества разница должна составлять минимум 2-3 рубля.
В 2019 году городские власти перейти на закупку авточасов по электротранспорту и маршрутам, обслуживаемым перевозчиками, действующие договоры с которыми к этому времени истекут.
К 2020 новые условия работы намерены распространить на всех перевозчиков и перейти к бескондукторной системе. Когда 70-80% поездок будут оплачиваться по безналичному расчету, кондукторов смогут заменить меньшим числом контроллеров.
Переход на закупку авточасов позволит в перспективе ввести систему пересадок между всеми видами транспорта, а не только трамваем и троллейбусом. Предварительные расчеты показывают, что после перехода на новые муниципальные контракты, бюджет будет экономить ежегодно до 420 млн рублей.
Вторая часть транспортной реформы предполагает оптимизацию сети электротранспорта. Маршрутов станет меньше, но это компенсируется бесплатными пересадками. На крупных пересадочных узлах установят теплые павильоны.