Как стало известно Business Class, вновь обсуждается тема развития пешеходной зоны в центре Перми. «Мы совместно с Пермским краем занимаемся поиском инвестора под объект по ул. Пермской, 66», – рассказал «bc» первый заместитель главы города Виктор Агеев. По его словам, эта территория – важная точка, образующая «вход» в пешеходную зону с улицы Сибирской. «Когда мы определимся с порядком ее освоения, можно будет предметно ставить вопрос о продлении зоны», – добавил г-н Агеев. Он отметил, что обсуждаются разные варианты развития площадки по ул. Пермской, 66, где сейчас находится малоэтажный дом. «Нам видится здесь объект общественно-делового назначения», – рассказал собеседник.
По информации «bc», в качестве объекта для инвестиций также рассматривается здание напротив (ул. Пермская, 45). Среди возможных видов использования называлось открытие гостиницы и заведений общественного питания. Предполагалось, что в случае принятия решении о расширении пешеходной зоны ее развитием займется муниципальное предприятие типа «Пермьпарк» или управляющая компания. Оператор будет отвечать за содержательное наполнение пешеходной зоны и организацию различного рода активностей для привлечения пермяков на «Арбат».
Идея развития зоны поднималась осенью во время общения с инвесторами в рамках форсайт-флота «Кама-2035». Однако о предметном рассмотрении и каких-либо договоренностях речи не шло.
Развитие улицы Пермской обсуждается с самого начала ее появления. Участок ул. Пермской от Комсомольского проспекта до ул. Газеты «Звезда» сделали пешеходным в 2011 году перед фестивалем «Белые ночи». Территорию благоустроили, замостив ее часть плиткой, установили ограждение, фонтан (временный), скамейки, киоски для торговли и прочее. Как отмечали в краевом правительстве, работы носили временный характер. Уже тогда городские власти предполагали реализовать долгосрочную программу, с реконструкцией двух кварталов – от Комсомольского проспекта до ул. Сибирской. Планировалось восстановить исторический облик улицы, замостить тротуары, отремонтировать фасады домов, построенных в XIX веке, переложить коммуникации и прочее. Пешеходную улицу собирались «заселить» ремесленными мастерскими, сувенирными магазинами, кафе и прочим. Однако со сменой культурной политики в регионе эти планы не удалось реализовать.
В 2013 году ресторатор Олег Поляков предлагал инвестировать в развитие улицы порядка 10 млн рублей. Администрации был представлен эскизный проект, описание сроков и этапов его реализации. Суть предложения заключалась в том, чтобы оживить квартал: установить новый фонтан, детские площадки, сцену, освещение, поработать над озеленением и обновить фасады домов. Однако рабочая группа администрации, рассматривающая проект, его не поддержала.
В 2014 году о развитии «пермского Арбата» власти заговорили в связи с федеральной программой развития туризма. «Пешеходную улицу необходимо довести до уровня, достойного масштабов краевой столицы, города-миллионника, крупного индустриального центра. В сложившейся группе собственников зданий, расположенных на улице Пермской, муниципалитет и край занимают, пожалуй, последнее место. Поэтому властям нужно активно взаимодействовать с собственниками этого бизнеса и создавать условия, чтобы здесь было интересно работать», – отмечал Андрей Шагап, занимавший тогда пост первого заместителя главы города. Однако взаимодействие с инвесторами не принесло видимых результатов.
В 2016 году Олег Поляков представил администрации новое предложение по пешеходной улице. Оно заключалось в том, чтобы «вдохнуть жизнь» в эту площадку, не делая глобальной реконструкции. Идея бизнесмена предполагала обновление территории, установку малых архитектурных форм. Наряду с ней обсуждался более глобальный и дорогостоящий подход, предполагающий замощение участка пешеходной улицы, перекладку инженерных сетей, привлечение к ремонту собственников зданий на этом участке. В итоге к реализации обоих планов не приступили.
Общественность и депутаты Пермской гордумы уже не раз критиковали пешеходную зону, предлагая вернуть там автомобильное движение. Отмечалось, что территории так и не удалось стать местом притяжения жителей и туристов. Почетные граждане города обращались к властям с просьбой «ликвидировать этот позор», имея в виду именно пешеходный участок.