Business Class проанализировал, как изменились за год масштабные пермские проекты. Главным завершенным объектом стал новый терминал аэропорта. В 2018 году настанет очередь зоопарка, но пока не все идет гладко. Все планы по большим культурным стройкам были пересмотрены.
Аэропорт.
Новый аэровокзальный комплекс «Большое Савино» начали строить в октябре 2015 года. К середине ноября 2016-го новый терминал был готов на 40%. Еще через год – на 100%. Торжественное открытие состоялось 30 ноября 2017 года. Площадь здания нового аэропорта – почти 30 тыс. кв. метров, в него вложено 5 млрд частных инвестиций. Правда, терминал введен в эксплуатацию без телетрапов, на использование которых он изначально рассчитан, и со старым перроном. Новый аэровокзал пока еще не обслуживает зарубежные рейсы. Но у краевых властей есть план решения каждого из этих вопросов, а руководство аэропорта знает, как бороться с «бомбилами», организующими пробки на выезде из аэропорта.
Зоопарк.
Генеральный подрядчик строительства зоопарка в микрорайоне Нагорном – московская компания «РЖДстрой» – в 2017 году фигурировала во множестве новостей. Сначала об отставании от графика работ, забастовке строителей из-за задержки зарплаты, штрафах от заказчика, а потом о привлечении одного за другим новых субподрядчиков и наращивании темпов работ. Героем всех этих публикаций могла стать (или не стать) другая компания – ООО «ТехГлавСтрой» из Санкт-Петербурга. 20 декабря 2016 года именно эту организацию признали победителем аукциона по строительству первой очереди зоопарка в Перми. Питерцы предложили цену контракта на 10 млн рублей ниже, чем конкуренты. Однако Управление капитального строительства Пермского края отказалось от заключения контракта с ООО «ТехГлавСтрой». УКС не принял предоставленную компанией банковскую гарантию. Подрядчик обратился в ФАС с жалобой, ее признали необоснованной, и власти заключили договор со вторым участником аукциона – «РЖДстрой». Предполагалось, что зоопарк сдадут в марте 2018 года.
По данным на 20 декабря, генподрядчик сократил отставание от графика строительства зоопарка со 150 до 100 дней. Сообщалось, что строителям придется потрудиться и в праздники, чтобы уменьшить этот срок. Сдача объекта намечена на лето 2018 года. Параллельно идет подготовка к следующим этапам возведения зоопарка, всего их четыре. В рамках второго нужно подготовить рабочую документацию и построить контактный зоопарк, сцену, трибуны и экспозицию «Полярный мир». Краевые власти уже предприняли попытку определить подрядчика, но аукцион не состоялся. Рассмотрели одну заявку – от «РЖДстрой» – и признали ее не соответствующей требованиям.
Кроме того, объявлен открытый конкурс по проведению проектных работ по следующим этапам возведения объекта. Третий предполагает возведение двух крупных объектов – акватеррариума и здания для морских обитателей: котиков и пингвинов. В последний этап входят вольеры для слонов, карликовых бегемотов, жирафов, антилоп и зебр.
Речной вокзал.
В 2015 году краевые власти объявляли первый аукцион на приспособление здания Речного вокзала для современного использования. Состоялся только четвертый по счету. К концу 2016 года тяжелой техникой разобрали треть строения и начали возводить новый пристрой, установили в здании стеклопакеты. Работы планировалось завершить осенью 2017 года. Сообщалось, что в отремонтированный Речной вокзал вернется музей современного искусства PERMM. В мае 2017 года стало известно, что работы несколько затянулись, но до конца года PERMM все-таки переедет.
Ремонт завершили в срок, но в здании расположился не музей современного искусства. 1 декабря на Речном открылся исторический парк «Россия – моя история». Потенциальной площадкой для размещения PERMM, по информации «Коммерсант-Прикамье», может стать новый социокультурный кластер, создание которого планируется на территории бывшего хлебозавода №1.
Галерея.
Для Пермской художественной галереи 2016 год закончился несостоявшимся аукционом по реконструкции здания бывшего ВКИУ по ул. Окулова, 4. Повторную процедуру провели в феврале 2017 года, ее отменила антимонопольная служба. Затем сменилось руководство региона. Новый глава Пермского края Максим Решетников заявил, что проект реконструкции здания по ул. Окулова, 4 предполагает фактическое уничтожение бывшей казармы и строительство в тех же стенах помещения для галереи за 800 млн рублей, что «очень дорого и рискованно». После в качестве дома для галереи рассмотрели бывший ДК «Телта», а потом общественности представили масштабный проект «Пермь-300», завязанный на сносе ветки Горнозаводского направления.
К 300-летию Перми предполагается создание нового культурно-исторического центра краевой столицы вдоль набережной Камы. В зданиях завода «Ремпутьмаш» планируется обустроить большое музейное пространство, где разместить и галерею. В ноябре подписан контракт о приобретении площадки в краевую собственность. У завода есть 20 месяцев на переезд, а у властей региона – на проработку концепции культурного кластера.
Мосты.
Планы по сносу железнодорожных путей вдоль Камы породили проект Северного обхода Перми, который включает в себя возведение железнодорожного моста через Каму в районе Пальников. Обход соединит станции Пальники и Блочная. Его стоимость предварительно оценивается в 15,7 млрд рублей. Проектирование объектов начнется в 2018 году. Расходы включены в инвестиционную программу «РЖД».
Ближе всего к реализации – мост через реку Чусовую, который будет построен в рамках концессионного соглашения с банком ВТБ. На подготовку проекта документа, отбор инвестора и подписание соглашения ушло несколько лет. Договоренности официально закреплены в июне 2017 года. В конце ноября подписан договор с подрядчиком, который в следующем году займется строительством. Завершить возведение моста планируется в 2021 году.
А строительство автомобильного моста через Каму в Перми, который принято называть «третьим», уходит за горизонт ближайшей пятилетки. В 2016 году и ранее власти заявляли, что он станет подарком к 300-летию, то есть будет готов в 2023 году. Теперь на это время запланировано только проектирование. В минтрансе сообщали, что рассматривают возможность строительства объекта в рамках государственно-частного партнерства. Механизм концессии хотят отработать на проекте Чусовского моста, а затем эту же схему «переложить» на строительство нового моста через Каму.
В течение всего 2017 года специалисты анализировали четыре варианта расположения объекта: с выходом на площадь Гайдара, ул. Крисанова, реку Егошиха и площадь Восстания. По информации Business Class, стоимость строительства мостового перехода оценивается в 11-12 млрд рублей, подъездов к нему – еще в 5-10 млрд в зависимости от места расположения.
Пока приоритетом для властей является «дозагрузка» Красавинского моста, то есть возведение улицы Строителей.
Вокзал Пермь II и улица Строителей.
В марте 2016 года у проекта строительства транспортно-пересадочного узла на Перми II появился новый инвестор – «Трансстройм». В течение 2016 года нашла решение проблема с правами на участок Товарного двора, где планируется возвести торговый центр. В 2017 году инвестор занимался разработкой градостроительной концепцией территории. В конце ноября министр транспорта Пермского края Николай Уханов заявил, что последние вопросы к документации разрешатся в ближайшее время, однако этого не произошло.
Возведение улицы Строителей, на которой инвестор предлагает построить единое здание пассажирского терминала (авто- и железнодорожный вокзалы), городские власти планируют начать в 2018 году. Но с противоположного от ТПУ конца, с участка от ул. Куфонина до ул. Вишерской. Сейчас соответствующий проект проходит госэкспертизу.
Театр оперы и балета.
В 2016 году в качестве базового варианта места для новой сцены оперного театра рассматривалась площадка в Разгуляе, за памятником Татищеву. Теперь новое здание оперного театра планируется разместить в квартале, ограниченном улицами Монастырской, Окулова и Попова. Этот вариант начали обсуждать после смены руководства Пермского края. В начале марта представители архитектурного бюро Дэвида Чипперфильда, которое ранее разработало проект пристроя нового здания пермской оперы, осмотрели возможные площадки, где может появиться второй корпус оперного уже как отдельно стоящее здание. Они сочли наиболее подводящим место у Коммунального моста.
Однако вокруг этой территории продолжаются судебные споры. «Авенида» – бывший арендатор участка – пытается вернуть землю и продолжить строительство. Компания оспаривает зарегистрированное право собственности Пермского края на участок, договор передачи земли субъекту и результаты межевания участка.
Эспланада
В начале 2016 года в распоряжении Business Class оказался масштабный проект развития эспланады в Перми. Однако к концу 2016 года не нашлось инвестора, готового вложить деньги в реализацию проекта. Не появилось такового и в 2017 году. Последняя новость об эспланаде – городская администрация уточнит границы участка. При этом власти заявили, что реконструкция эспланады не планируется.