Как стало известно Business Class, региональные власти планируют кардинально изменить подход к реконструкции железнодорожного вокзала Пермь II. Теперь речь идет не о скорой доработке концепции, подготовленной компанией «Трансстройм», а о конкурсном отборе инвестора. По имеющейся информации, появился также еще один вариант градостроительной концепции. Он отличается от разработанного ранее планировкой территории бывшего товарного двора, отведенной под торговый центр. 18 января состоялось очередное заседание рабочей группы по реализации проекта транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на Перми II. Представители «Трансстройм» не принимали в нем участия.
«Сейчас готовится проект инвестиционного соглашения, согласовываются его условия. Планируется объявить процедуру отбора инвестора», – рассказал Business Class источник, знакомый с ситуацией. По его словам, в рамках конкурса будут рассматривать, в том числе, новую пространственную концепцию ТПУ. Как выяснил «bc», речь идет об измененном варианте документа, разработанного компанией «Трансстройм». Важное отличие заключается в том, что теперь по территории, запланированной под строительство торгового центра, крест-накрест «проложены» две автодороги. Они как бы разделяют участок на кварталы.
В министерстве транспорта Пермского края не ответили на запрос Business Class о сроках утверждения концепции ТПУ и не смогли оперативно прокомментировать информацию о планах по отбору инвестора проекта. В конце ноября 2017 года глава регионального минтранса Николай Уханов заявил в интервью «bc», что фактически концепция ТПУ готова. «Нужно семь-десять дней, чтобы устранить последние замечания. После этого начнется проектирование. Ключевые моменты проекта утверждены: это и возведение ул. Строителей, и развитие прилегающей к ТПУ территории, и концепция самого железнодорожного вокзала, а также автовокзала. «Кроме того, мы рассмотрели вопросы, связанные с ликвидацией насыпи Горнозаводской ветки от Перми II в сторону набережной, согласовали схему организации дорожного движения, в частности, общественного транспорта. Остались вопросы по компоновке торгового центра, предложенной инвестором. Они касаются подъездных путей к объекту, пешеходных связей ТЦ с авто- и железнодорожным вокзалами, а также его визуализации», – отмечал министр. В обозначенные им сроки проектирование не началось.
12 декабря в ходе конференции, посвященной итогам 2017 года, губернатор Пермского края Максим Решетников ответил на вопрос о реконструкции железнодорожного вокзала. Он отметил, что торговый центр создает высокую нагрузку на магистральную улицу Строителей, возведение которой увязано с проектом ТПУ. «Нужно сделать так, чтобы ТПУ не «убил» магистраль. Инвестор в настоящее время предполагает размещение большого числа торговых площадей. Если мы их все там разместим, у нас улица Строителей может просто встать. Поэтому мы ищем баланс – как сделать транспортную схему, делать ли съезды и подъезды? В интенсивном режиме ведется проектирование, обсуждение. Думаю, что в ближайшие месяцы мы закончим. И наше видение того, что нужно городу и краю, в ближайшее время представим», – заявил глава региона.
Как это было:
Московская компания «Трансстройм» пришла в Пермь весной 2016 года и заявила о готовности инвестировать в реконструкцию Перми II порядка 8 млрд рублей. В июле минтранс и «Трансстройм» заключили акционерное соглашение, согласно которому инвестор должен был выкупить 150 млн дополнительных акций ОАО «РВ-Пермь», созданного в 2013 году для разработки проектной документации ТПУ. В итоге компания купила только малую часть из них, а затем истек срок дополнительной эмиссии. При этом разработку градостроительной документации «Трансстройм» вел на собственные средства. В сентябре 2016 года появился эскиз по реконструкции вокзала Пермь II.
В феврале 2017 года генеральный директор «Трансстройм» Алексей Заварцев выступил на комитете по развитию инфраструктуры в Законодательном собрании Пермского края и подтвердил намерения реализовать проект, а затем встретился с новым главой региона – Максимом Решетниковым. Велась подготовка соглашения между краем, компанией «Трансстройм» и РЖД. Предполагалось, что РЖД возьмет на себя реконструкцию путевого хозяйства. Впоследствии компании РЖД отойдет здание железнодорожного вокзала. Край финансирует возведение улицы Строителей и получает автовокзал, построенный за счет инвестора. А тот окупит вложения за счет коммерческих объектов.
В апреле проект обсудили губернатор Максим Решетников и Андрей Бокарев, владелец «Трансмашхолдинга», с которым связан «Трансстройм». Работа активизировалась. Летом регулярно проходили встречи представителей краевых и городских властей, «РЖД» и инвестора. В результате в сентябре была представлена концепция ТПУ, предполагающая также изменение квартальной сетки микрорайона Паркового. Далее она дорабатывалась в течение нескольких месяцев – вплоть до конца ноября, когда Николай Уханов заявил, что документация практически готова.
До появления в Перми компании «Трансстройм» инвестором реконструкции пермского вокзала называли Deutsche Bahn International GmbH. Для реализации проекта краевые власти вместе с РЖД создали ОАО «РВ-Пермь», куда из бюджета перечислили 150 млн рублей. Проект затормозился из-за судебных разбирательств между пермским территориальным управлением Росимущества и краевыми властями по участку бывшего товарного двора. Они разрешились только в 2017 году – уже после смены и властей региона, и инвестора. В прошлом году Контрольно-счетная палата Пермского края проверила эффективность деятельности ОАО «РВ-Пермь». Основные выводы – краевое министерство транспорта не контролировало деятельность акционерного общества. Это основная причина того, что за три года проект ТПУ так и не был разработан. Средства Пермского края использовались неэффективно.