Об этой ситуации не сказать лучше, чем в свое время Виктор Черномырдин: хотели как лучше, а получилось как всегда. Декларируя курс на преференции для отечественного производителя и неустанно «изыскивая дополнительные средства» на поддержку медицины, власти создали ситуацию, при которой некоторые необходимые для работы больниц материалы закупаются по завышенным ценам у единственного поставщика. Счет бюджетным потерям от таких закупок по всей стране может идти на миллиарды.
Все началось в 2015 году, когда в рамках взятого курса на импортозамещение вышло постановление правительства РФ №102. Общий смысл постановления — предоставление преференций отечественному производителю при проведении конкурсных процедур по закупке изделий из поливинилхлорида (ПВХ).
Однако 14 августа 2017 года в развитие темы поддержки отечественного производителя появилось другое постановление правительства №967 на ту же тему. В дополнение к этому постановлению в октября 2017 года были изданы ещё два документа. Это приказ №759н/3450 по методике расчёта начальных максимальных цен (НМЦ) и письмо Минздрава РФ об определении средневзвешенных цен.
Эти два документа вызвали ряд вопросов у медицинского сообщества и антимонопольщиков. Во-первых, никаких требований к тому, что поставляемый товар должен быть отечественного производства, дополнения к базовому постановлению уже не содержат. Ряд позиций по изделиям из ПВХ, используемых медициной, вообще не производится на территории России. Во-вторых, по новой методике расчёта цены на изделия из ПВХ выросли в среднем на 30%. В-третьих, указано, что победителем конкурсной процедуры по закупке изделий из ПВХ для медицинских нужд может стать только компания, которая входит в специальный реестр, формируемый Минпромторгом. В числе требований, предъявляемым к таким компаниям - собственное производство на территории России, не менее семи зарегистрированных удостоверений на медицинские изделия, не менее семи патентов на составляющие или компоненты медицинских изделий.
На сегодняшний день в этом реестре — всего одна компания: АО «ГК «Медполимерпром». Как сообщает сайт журнала Vademecum, за последние три года ТД «Медполимерпром» через систему госзакупок заключил 90 контрактов на поставку медицинских изделий из ПВХ на общую сумму более 320 млн руб.
Указанные изделия из ПВХ — это, в частности, мешки и контейнеры для крови, стерильные системы для вливания инфузионных растворов и многое другое. Такие материалы востребованы, в частности, станциями переливания крови и больницами, имеющими реанимационные отделения. Такие во множестве есть и в Прикамье.
На запрос по поводу этой проблемы Минзакупок Пермского края сообщило, что закупки по новым правилам уже начались. Так, в декабре 2017 года рассмотрены и согласованы закупки для «Пермской станции переливания крови» на поставку расходных материалов к аппарату MCS Haemonetics с начальной максимальной ценой контракта (НМЦК) более 10,5 млн руб. поставку систем для забора, хранения, транспортировки крови с НМЦК более 7 млн руб. Также в декабре закупила системы для вливания инфузионных растворов Чайковская ЦГБ на сумму около 500 тыс. руб.
В Минзакупок подтвердили, что НМЦК, рассчитанные по новой методике, выше прежних, которые рассчитывались раньше на основе метода сопоставимых рыночных цен в среднем на 30%. Если исходить из того, что цены выросли на треть, то только три указанных поставки обошлись бюджету дороже на 6 млн руб. В масштабах России, таким образом, «цену методики» можно вскоре будет исчислять миллиардами: одноразовые изделия из ПВХ — постоянно возобновляемый расходный материал, а значит недостатка в закупках не будет.
Ситуацию ещё «на старте» в Перми обсуждали на экспертном совете при УФАС Пермского края 12 декабря 2017 года. Однако на сегодняшний день на краевом уровне повлиять на сложившееся положение трудно. Как сообщили в пресс-службе пермского УФАС, «решить вопрос может Верховный суд в случае, если с соответствующим иском обратится хозяйствующий субъект».
В самом деле, как подчеркнули в Минзакупок Пермского края, практика ведения реестра поставщиков товаров, в отношении которых устанавливаются условия допуска для участия в государственный и муниципальных закупках, не очень распространена. Обсуждаемый же реестр - первый, ведение которого осуществляет Минпромторг РФ с августа 2017 года по новым правилам. Ситуация может измениться, рассуждают в Минакупок, если увеличится количество организаций, которые смогут войти в реестр по новым правилам.
Схожего мнения придерживается и член экспертного совета при УФАС Пермского края Дмитрий Бондарь. Дмитрий Бондарь, главный врач детской городской больницы им. Пичугина:
- Само по себе намерение государства поддерживать курс на поддержку отечественного производителя, в том числе в сфере изделий для медицины, можно только приветствовать. Не открою секрета, если скажу, что львиная доля материалов, инструментов и приборов в российских больницах — импортного производства, что влечёт за собой риски в поставках, скачки цен в связи с динамикой курса валют и пр. Поэтому постановление №102 воспринимается с воодушевлением. Что же касается текущей ситуации с закупками изделий из ПВХ у единственного поставщика, то она, безусловно, неприятна. Однако я думаю, что это явление из разряда «издержек переходного периода». Полагаю, правительство продолжает отбор организаций, подходящих по требованиям для вхождения в реестр.
Действительно, монополию «Медполимерпрома» намерены разрушить другие участники рынка. Так, по информации Vademecum, о намерении начать производство медизделий из ПВХ и попасть в реестр заявила в октябре 2017 года компания Marathon Pharma, «дочка» холдинга Marathon Group. Декларируется, что компания займётся выпуском полимерных контейнеров для крови и её компонентов на курганском заводе «Синтез».
Четыре вида изделий из ПВХ должны появиться в продаже уже в 2018 году. Но пока этого не произошло, вся медицина России будет продолжать сидеть «на игле» у единственного поставщика в этом бизнесе.