Как стало известно Business Class, краевые власти заказали корректировку градостроительной концепции транспортно-пересадочного узла (ТПУ) на Перми II проектировщикам ООО «Арина-Проект». Эту информацию подтвердил директор компании Виктор Черепанов. «Изначально мы концепцию не разрабатывали, министерство транспорта попросило внести изменения в уже готовую документацию, то есть мы занимались корректировкой», – рассказал он. По словам г-на Черепанова, она коснулась небольшой части градостроительной концепции.
По информации «bc», заказчиком работ по корректировке выступило АО «РВ-Пермь» – компания, которую краевые власти совместно с РЖД создали в 2013 году для разработки проекта ТПУ Перми II. ООО «Арина-Проект» выбрано в качестве исполнителя по рекомендации министерства транспорта Пермского края. По данным издания, ведомство поручило руководству «РВ-Пермь» заключить прямой договор на выполнение работ по корректировке градостроительной документации, указав «Арина-Проект» в качестве компании, имеющей необходимый опыт.
Изначальный вариант концепции ТПУ разработала московская компания «Трансстройм». В 2015 году она заявила о готовности инвестировать в реконструкцию Перми II и по заданию краевых властей начала разработку градостроительной документации, а также геологические изыскания. В ноябре 2017 года потенциальный инвестор представил вариант концепции, который в краевом минтрансе назвали «почти готовым». Однако за короткое время подход к проекту изменился. В январе 2018 года министр транспорта Пермского края Николай Уханов сообщил о планах по проведению отбора инвестора для строительства ТПУ. Решили изменить и саму концепцию, но лишь в одном аспекте – уменьшить площадь торгово-развлекательного комплекса, разделив участок на кварталы. По данным «bc», именно эти корректировки и выполнила компания «Арина-Проект» по договору с «РВ-Пермь».
В уставный капитал «РВ-Пермь» Пермский край в 2013 году вложил 150 млн рублей. В прошлом году региональная Контрольно-счетная палата провела проверку деятельности «РВ-Пермь». Главные выводы – краевое министерство транспорта не контролировало деятельность акционерного общества. Это основная причина того, что за три года проект ТПУ так и не был разработан. Как установили специалисты КСП, средства Пермского края использовались неэффективно. В отношении бывшего руководителя «РВ-Пермь» полиция возбудила уголовное дело.
В начале 2017 года генеральным директором «РВ-Пермь» назначен представитель компании «Трансстройм» Виталий Алтунин. Со стороны краевого правительства в руководство компании вошел исполнительный директор. Предполагалось, что они будут работать по принципу «двух ключей», то есть на всех важных документах должны быть две подписи. Инвестор взял на себя ведение судебных разбирательств, в которых фигурирует «РВ-Пермь». На сегодняшний день руководящие должности в «РВ-Пермь» занимают три чиновника транспортного ведомства. Исполнительным и генеральным директором общества стали представители «Корпорации развития Пермского края».
Как сообщал ранее Николай Уханов, отбор инвестора для строительства ТПУ проведет РЖД. Изначально министр заявил, что конкурс пройдет до 30 марта, а спустя несколько дней в минтрансе назвали новую дату – второй квартал 2018 года. Ввести в эксплуатацию объекты ТПУ планируется до конца 2022 года. Объем необходимых инвестиций краевые власти оценили в 9 млрд рублей.
Генеральный директор «Трансстройм» Алексей Заварцев считает маловероятным, что на данном этапе краевые власти привлекут другого инвестора для реализации проекта ТПУ. «В проектах такого масштаба, на таком уровне принятия решений подобным образом обычно не поступают», – подчеркнул он и добавил, что «Трансстройм» ведет разработку проектной документации уже несколько лет. «Мы максимально глубоко погружены в проект, понимаем его потенциал и пути, по которым есть возможность его реализовать. Нами проведено огромное количество профильных исследований и изысканий – как транспортных, так и геолого-инженерных. Могу с уверенностью сказать: проект ТПУ на Перми II будет реализован либо сейчас, либо снова на долгие годы поставлен на паузу под разными предлогами», – заявил он.
Алексей Заварцев, генеральный директор ООО «ТРАНССТРОЙМ»:
– Существует некая формула реализации инвестиционных проектов. Вкратце она такова: компания получает официальное техническое задание от каждой из сторон, участвующих в проекте. Формируется инвестиционный бюджет реализации проекта, проводятся маркетинговые исследования и разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта. В него закладываются объекты, которые необходимо построить за счет инвестора и передать сторонам – участникам проекта. В нашем случае это железнодорожный вокзал с привокзальной площадью, автовокзал с разворотной площадкой и перронами для автобусов, МФЦ. Кроме того, необходимо благоустроить территорию ТПУ. Чтобы окупить такой объем обременений, необходим объект коммерции – финансовое плечо для реализации проекта. Техническое задание было получено нами официально от ОАО «РЖД» и от министерства транспорта Пермского края. Если техзадание изменится, иными станут и требования к окупаемости проекта.
Основой концептуального решения, разработанного компанией «Трансстройм» является совмещение авто- и железнодорожного вокзалов в единое здание пассажирского терминала, который предлагается разместить на улице Строителей. Концепция учитывает развитие системы уличной дорожной сети, в том числе изменение квартальной сетки микрорайона Паркового. Пути подъезда к нынешней привокзальной площади предлагается реорганизовать. На территории бывшего товарного двора, ограниченной улицами Строителей и Локомотивной, проектировщики предусмотрели двухэтажный торговый комплекс площадью 100 тыс. кв. метров.