В Перми продаются 4 хостела, соответствующие объявления появились на сайте Avito. Два из них расположены в центре города, еще два – в Свердловском районе. По словам большинства владельцев, причина продажи – переезд в другой город. Но они же сетуют, что из-за отсутствия в Перми туристов доходность такого бизнеса крайне мала.
Первые два хостела, выставленные на продажу, реализует один владелец. Дизайнерский хостел «Бункер», расположенный по ул. Революции, 58, предлагается покупателю за 15 млн рублей. Он стилизован под подземный бункер, включает 9 номеров, рассчитанных на 40 постояльцев, помещение находится в собственности. Продается вместе с мебелью,техникой и рассчитан, как рассказывает владелец, на гостей города, студентов и иностранцев. Второй хостел, из категории «эконом», расположен в Свердловском районе. Его постояльцы чаще всего – рабочие, командированные. Он включает 11 номеров и рассчитан также на 40 человек. Стоимость – 5,2 млн рублей.
Как рассказал изданию собственник, оба его объекта приносят прибыль. Однако в большинстве случаев содержать подобный отель невыгодно. «Прибыльных хостелов в Перми очень мало, почти 80% из них убыточны. Город у нас не туристический, рабочих приезжает мало, строительные объемы сократились, а студентам выделяют общежития. По сути, бизнес стоит на коленях, и выгодно открывать хостел только в местах с максимальным трафиком. 90% хостелов, выставленных на продажу в Перми, реализуются именно по причине убыточности», – делится мнением собеседник.
Такую версию предполагает и аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин, по его словам, причиной продажи хостелов может быть либо их убыточность, либо спад доходности. «Последнее владельцы не могли не заметить, ведь Пермь не вошла в число городов, принимающих чемпионат мира по футболу. В результате– низкий сезон», – полагает эксперт.
С тем, что данный бизнес – не золотая жила, соглашается еще один владелецвыставленного на продажу хостела. «Туристов в Перми почти нет, постояльцы в основном – командировочные или люди, сопровождающие родственников в больницу. И это притом, что мы работаем в центре. В Москве или Санкт-Петербурге при таком расположении загрузка составляла бы 100%. Здесь это предел мечтаний. Конечно, при желании, можно зарабатывать и большие суммы. Но это бизнес, которым нужно заниматься, а многим сегодня хочется вложить деньги и ничего не делать. Тут так не получится», – говорит бизнесмен. Его двухэтажный хостел расположен в центре, по ул. Луначарского, 51а. Площадь объекта составляет 130 кв. метров, вместимость 14 человек.
«Многие думают, что хостел можно просто открыть, а дальше только получать деньги. Однако требуется много времени и сил, чтобы сделать его действительно востребованным и интересным. Тогда в нем будут останавливаться иностранные туристы, гости города, которые впоследствии могут стать постоянными посетителями», – добавляет директор «Лайк Хостел Пермь» Екатерина Шитова.
Командировочные выручают.
Еще один хостел, выставленный на продажу, находится на ул. Елькина, 8а. Он располагается в отдельно стоящем здании на 2-м этаже, площадь составляет 196 кв. метров, вмещает 9 комнат и рассчитан на 56 постояльцев. В объявлении указано, что хостел работает уже 5 лет, а его постояльцами является командировочный персонал компаний, с которыми заключены соответствующие договоры. Бизнес предлагается за 11,5 млн рублей.
Владельцы хостелов признаются, что такие договоры с крупными предприятиями и компаниями – гарантированный источник дохода. Так, например, работает хостел в Березниках, который собственники также выставили на продажу. За 3,5 млн рублей предлагается 800 кв. метров, способных разместить до 170 постояльцев. В отличие от пермских хостелов, он, по заверениям собственников, приносит неплохую прибыль. «Это выгодный бизнес, поскольку наши гости – рабочие промышленных предприятий и крупных компаний. С последними у нас заключены договоры на проживание. Чистая прибыль в месяц при максимальной загрузке составляет 250 тыс. рублей», – делится владелец.
Что интересно, сезонность у хостелов в краевом центре и городах края разная. Так, в Березниках, по словам собственника, пик приходится на летние месяцы, в самый активный период работ: строительных, дорожных, производственных. В Перми же, наоборот, лето – мертвый сезон, активность же наблюдается с осени до весны.
Что касается загрузки, то она колеблется в зависимости от сезона и составляет 30-50%. «В месяц хостел в Перми может генерировать доход 120-140 тысяч при 50% заполняемости, чистая прибыль составляет где-то 70 тысяч в месяц», – делится один из владельцев. По словам Тимура Нигматуллина, для данного бизнеса хорошей загрузкой является показатель 60%. Он позволил бы собственникам сохранять доходность бизнеса, считает эксперт.
Большую роль в успешности хостела играет концепция, утверждают собеседники. По словам владельца «Бункера», люди с большей охотой останавливаются там, где есть какая-то «фишка». Но окупаемость даже дизайнерского хостела составляет 6-7 лет.
«Работать трудно, особенно потому, что большую часть прибыли «забирают» те, кто сдает свои квартиры в аренду. Конечно, удобнее снять на сутки квартиру, чем номер в хостеле. При этом мы платим налоги, зарплату, а такие арендодатели только получают прибыль. Возможно, ситуацию могли бы изменить ограничения на законодательном уровне. Например, запрет на сдачу в аренду квартир посуточно», – заключает собеседник.
Слишком много условий.
Эксперты считают, что успешность хостела зависит от нескольких факторов. По словам Елены Лысенковой, генерального директора Hospitality Income Consulting, самый главныйкритерий – локация объекта. Второй фактор – условия аренды, поскольку, как правило, она съедает львиную долю дохода, особенно если хостел размещается в центре города.
«Что касается оборота или дохода, который получает собственник или управляющая компания хостела, нужно знать его размер. В среднем цена аренды койко-места по России составляет 450-700 рублей. За вычетом операционных расходов управляющему компании остается 30-45% от этой стоимости. Если мы берем исходную цену 500 рублей, то это 150-220 рублей остается на одно койко-место. Если в среднем в хостеле 100 койко-мест, то получается сумма в районе 600 тыс. рублей в случае 100% заполняемости. Обычно заполняемость составляет 50-60%, то есть около 300 тыс. рублей – это максимум. По факту, остается где-то 150-300 тыс. рублей на хостел среднего размера в 90-100 койко-мест», – комментирует г-жа Лысенкова.
Несмотря на столь печальное положение хостелов в Перми, в целом по России этот вид бизнеса за 2017 год признан одним из самых прибыльных. К такому выводу пришли аналитики консалтинговой компании «2Б Диалог». По словам Алексея Загуменнова, эксперта российского завода по производству игрового и развлекательного оборудования, управляющего ГК «Авира», главная причина такого успеха – высокая пластичность по отношению к аудитории. «Меняются потребности населения – меняется и сам бизнес. Думаю, в будущем в выигрышном положении будут находиться капсульные отели и хостелы, имеющие хотя бы один семейный номер», – отмечает эксперт.
Отельер Роман Сабиржанов, член правления «Лига Хостелов», считает, что в будущем успешные российские хостелы превратятся в сложные гибридные проекты, которые будут совмещать разные услуги для потребителей. «Низкокачественные же уйдут в самый дешевый сегмент и будут работать параллельно», – полагает собеседник.
По мнению Елены Лысенковой, потребность в хостелах как в эконом-размещении будет существовать всегда. Возможно, ситуацию на рынке изменит запрет содержания такого бизнеса в жилых домах. «Тогда часть существующего бизнеса будет вынуждена закрыться, но это никак не скажется на популярности хостелов или на желании инвесторов этот бизнес развивать», – заключает эксперт.
Фото: Бенджамин Раджэб, flickr.com