Экономика
  1. Экономика
 17 августа 2018, 15:00  

О том, как живут майнеры в Прикамье, какую валюту добывают, как «криптой» заработать на пенсию

О том, как живут майнеры в Прикамье, какую валюту добывают, как «криптой» заработать на пенсию

Автор:

Криптоконсультант Александр Таранский рассказал Business Class, почему биткоин на этой неделе опустился на «дно», может ли криптовалюта стать спасением, когда надежд на пенсию у граждан все меньше, сколько в Прикамье ферм для майнинга и кто на них покушается.

Курс биткоина в самом начале этой недели достаточно внезапно опустился к пороговым 6 тыс. долларов? Что в этой связи происходит с рынком?

— Нестабильность на рынках не вызывает спроса на криптовалюты. Новый виток популярности приходит к ним тогда, когда курсы начинают скакать вверх. Сейчас в Перми «мертвый сезон», объемы продаж оборудования для майнинга упали. Сказывается и глобальный экономический кризис. Некоторое оживление было на рынке в марте и апреле, когда цена Bitcoin («Биткоин») приближалась к 8,5 тыс. долларов. Но эталонная криптовалюта упала, за ней тянутся другие. Так, 10 единиц оборудования, которые раньше разбирали за несколько дней, сейчас по два месяца реализуются.

Сколько стоит оборудование для майнинга? Спрос влияет на стоимость оборудования? Как долго оно окупается?

— Стоимость оборудования для майнинга начинается ориентировочно от 10 тыс. рублей, но с таким глобальных результатов не достигнуть. Стоит уточнить, что существуют ASIC — сложные алгоритмические считывающие устройства, направленные на добычу валют, которые невозможно получить при помощи видеокарт, например, Bitcoin или Litecoin («Лайткоин»). При этом они направлены на один процесс, то есть единовременно на них можно добывать только валюты, которые существуют на этом алгоритме (каждая криптовалюта работает на основе определенного алгоритма, у разных валют они могут не совпадать).

Но можно собрать ферму (это вычислительные устройства, подключенные к криптовалютной системе и настроенные исключительно на майнинг) на игровых видеокартах — они универсальны, используют различные алгоритмы и позволяют добывать множество криптовалют. Их, если что-то пошло не так, можно продать геймерам по цене, дешевле рыночной. ASIC окупаются быстрее, чем видеокарты, но их практически невозможно перепродать на вторичном рынке. Помните, когда был бум на рынке криптовалют, то с прилавков исчезли видеокарты, возник дефицит, и их стоимость резко выросла. Правда, нехватка была создана искусственно Сбербанком, который приобрел их в огромном количестве, а позднее заявил об интеграции с «Эфиром». Окупаемость оборудования в тот момент составляла 2-3 месяца, сейчас – около года.

Какие криптовалюты самые популярные у пермяков?

— Как статистики, так и криптосообщества как такового не существует. Это очень закрытая сфера. В Перми временами проводятся встречи для майнеров и трейдеров в «Технопарке» и ресторане «Нева», на них приходят 20-30 человек. Функционируют группы в Telegram, например, «КриптоПермь». Если судить по ней, то все вкладываются в ТОП-5 валют по капитализации: Bitcoin («Биткоин»), Ethereum («Эфир»), Bitcoin Cash («Биткоин кеш»), Litecoin («Лайткоин») и Ripple («Рипл»). Перечисленные криптовлюты себя хорошо зарекомендовали, у них большое количество пользователей.

По Вашим наблюдениям, к какой социальной группе можно отнести участников этого рынка? Майнингом занимаются бизнесмены или студенты?

— Более 98% людей, которые заняты в этой сфере, — мужчины от 25 до 45 лет. Раньше добычей криптовалют занимались энтузиасты, студенты, гики, потому что рынок был слабым, курсы держались на низком уровне, и люди майнили из интереса. Сейчас криптовалютой занимаются бизнесмены, так как оборудование дорогое. Они вкладывают сотни тысяч, миллионы рублей, чтобы достигнуть успеха.

Сколько можно заработать в месяц? Какая криптовалюта самая доходная сейчас?

— Все зависит от имеющихся мощностей. Один ASIC добывает около 140 долларов в месяц. Если их тысяча, то, следовательно, сумма увеличивается до 140 тыс. долларов за этот же период и так далее. Многие майнят на видеокартах: если их 10-20 штук, то получают 200-500 долларов в месяц, в зависимости от монеты, которую добывают, и ее курса. Ферма обойдется уже в 300-500 тыс. рублей, мини-ферма — примерно в 100 тыс. рублей.

Самой доходной кариптовалютой, несмотря на недавнее падение, остается Bitcoin («Биткоин»). Он занимает от 40 до 50 % рынка (согласно Bitcoin Dominance Index — индекс, который показывает долю Bitcoin в общем объеме рынка криптовалют). Самым стабильным является «Тезер» (USDT) — цифровой аналог доллара. Он стоил около одного доллара примерно пять лет назад, когда выпустился, и сегодня цена не изменилась.

Также приличное количество денег могут приносить непопулярные криптовалюты. Новые варианты монет появляются почти каждый день. По этой причине для пользователя существует небольшая вероятность угадать выгодную валюту, о которой мало кто знает, сложность сети которой является минимальной, и начать ее добывать. Как только об этой монете через некоторое время начинают узнавать другие майнеры, сложность добычи повышается, а прибыльность снижается.

Недавно Госдума поддержала изменения по увеличению пенсионного возраста? Рассматривают ли люди криптовалюту в качестве инвестиционного инструмента, и насколько это подходящий инструмент, чтобы компенсировать потери?

— Вложения в криптовалюту — очень рискованная вещь. Они приносят как прибыль, так и огромные убытки. Этим не стоит заниматься на последние деньги, которые боитесь потерять. К примеру, в прошлом году произошло замещение криптовалютного рынка, он вырос в 40 раз, но за этим последовал спад. Если брать статистику, то криптовалюта все-таки — выгодное вложение. Bitcoin хоронили уже порядка 10 раз, но после каждого спада наблюдалась положительная коррекция. Не сразу, в определенной перспективе. В сегодняшней нестабильной ситуации людям за 40, которые не особо разбираются в этом вопросе, не следует в это вкладываться. Порекомендовать данную сферу можно молодым ребятам, разбирающимся в интернет-технологиях. Тем более, полагаю, что криптовалюта все равно будет расти.

На портале Change.org несколько месяцев назад была размещена петиция, в которой предлагалось рассмотреть вопрос вложения части пенсионных накоплений россиян в цифровые валюты, в том числе – в биткоины. Как Вы оцениваете данную инициативу?

— Гипотетически России надо вводить собственную криптовалюту, как это сделала Венесуэла, создав El Petro («Эль-Петро»). Стоимость этих монет обеспечена одним баррелем нефти. Планируется завязать в эту систему и природный газ с другими полезными ископаемыми. Данный экономический проект хорошо зашел: криптовалюту раскупили на 600 млн долларов. Уверен, что собственная криптовалюта будет применяться и другими странами, чтобы противостоять санкциям. В том числе и Россией. Однако большой вопрос, как у нас подобная система будет работать.

По информации изданий, специализирующихся на финансовых новостях, к осени может появиться биткоин-ETF фонд. За этим последует обновление исторических максимумов большинством монет, так как запуск ETF откроет дверь в мир криптовалют страховым и пенсионным фондам. Как Вы оцениваете этот прогноз? Что ожидает криптовалюты осенью?

— Прогнозы делать сложно, на рынок криптовалют приходят новые игроки, начинают поддерживать эту рабочую систему. А чем больше у нее пользователей, тем стабильнее она становится. Цена Bitcoin («Биткоин») в 20 тыс. долларов в свое время была завышена, она скользила вниз и консолидировалась в области 8 тыс. долларов — это курс вместе с добычей и с учетом сложности сетей. Затем обновила минимумы. Но факторов поддержки рынка криптовалют, и биткоина в частности, множество. Актив будет расти, и 20 тыс. долларов — это не предел, в будущем, думаю, он будет стоить еще больше. К примеру, в прошлом году курс Bitcoin («Биткоин») вырос в 20 раз, а Ethereum («Эфир») — в 150 раз, другие валюты — и в 1000 раз.

Можно как-то оценить объемы этого рынка в рамках Прикамья (сколько ферм, насколько крупные, какие игроки и пр.)?

— Это очень сложно. Есть фермы по тысяче, две тысячи единиц. Есть отели, где несколько тысяч устройств. В целом в регионе не более сотни достаточно крупных ферм, не все они расположены в Перми. Есть и в Чусовом, Березниках, где цена на электроэнергию в два раза ниже: устройства для добычи монет потребляют немало энергии. Больше всего участников крипторынка в Иркутской области, так как там самое дешевое электричество — около 1 рубля за кВт/ч, а в Перми — больше 3 рублей. Промышленный майнинг — это закрытый бизнес. Как правило, фермы располагают на «засекреченных» объектах, к которым есть доступ только у владельцев. Это сделано исключительно в целях безопасности, ведь там стоит оборудование на десятки миллионов рублей.

В Прикамье много IT-компаний, это как-то влияет на «местный» крипторынок?

— Гипотетически наш регион готов к тому, чтобы производить свое оборудование для добычи криптоденег. Первые единичные версии ASIC сделаны в Прикамье в 2017 году. Существует вероятность, что в Перми в ближайшее время будет производиться сборка ASIC-майнеров на купленных чипах. Для полноценного производства у пермских компаний нет патента, нет достаточного финансирования и нет технологии для производства собственных чипов. Все ввозимое сейчас в регион и в страну оборудование преимущественно из Китая.

В начале этого года в России были выпущены майнеры для биткоина от RMC, линейки «Санрайз» (Sunrise). Официально они в продажу так и не поступили, продавались штучно. Точное количество реализованных экземпляров неизвестно.

Такая закрытость говорит о том, что существуют проблемы с преступными группировками или с силовиками?

— В декабре прошлого года в Перми из «Технопарка» люди, которые пришли якобы проверить криптошифровальное оборудование, забрали несколько десятков единиц. Как раз в это время курс Bitcoin был на пике — порядка 20 тыс. долларов. А в Иркутске с базы украли 28 ASIC. О рейдерстве или рэкете среди майнеров в Перми ничего не слышал. Оборудование для майнинга является шифровальным, и могут возникнуть проблемы с силовыми структурами, если оно не нотифицировано, то есть не оформлена документация для ввоза на территорию РФ подобных устройств, в которой отражаются характеристики криптографического (шифровального) характера. Просто много единиц техники ввозится в страну нелегально. Кроме того, совершенно справедливо иногда изымается оборудование при незаконном подключении к электроэнергии.

Все новости компаний