На минувшей неделе мир, как и прежде, предавался любимому занятию – сходил с ума. Чего стоит одна лишь пресс-конференция директора Департамента информации и печати российского МИД Марии Захаровой.
Разные были (и есть) у России дипломаты, а таких, как Мария Владимировна, конечно, невозможно не заметить. Благо, что исторический момент то и дело предоставляет ей возможность блеснуть своим талантом. По определению главный хлеб для представителей МИДа – умение договариваться. Но г-жа Захарова известна скорее иным: ВКС России не способны так жечь напалмом, как она – глаголом. Вот и на этот раз она, стоя за трибуной в голубом платье, словно находилась на острие атаки. Ее слова, что «Белые каски» уже получили хлор и готовы его распылить (так и вспоминается «Аннушка уже купила масло...»), лучше всяких бомб и крылатых ракет разносили позиции западных, восточных и любых других партнеров, противников, а просто оказавшихся рядом – отбрасывали взрывной волной. Но и это не все – произносила речь она с экспрессией, которой позавидовали бы иные героини фильмов Тинто Брасса, так что, не будь грозного звукового сопровождения, можно было и смутиться. Есть женщины в русских селеньях...
Возбуждение оправдано: Россию уже фактически обвинили в применении химического оружия, а очередная провокация на территории Сирии способна подлить масла в огонь. С понедельника начали действовать очередные ограничения (строго говоря, санкции в международном праве – это исключительно инструмент ООН), которые пока не понятно как отразятся на нашей стране (за очередной порцией может последовать и другая – запрет для крупных банков на операции в долларах), но, что страшней, могут вызвать контрмеры...
Геополитика порой напоминает клубок ниток, с которым изрядно порезвился котенок. Сирия появилась в российской повестке наверняка не случайно и точно не ради персоны Башара Асада. Возможно, дело касается способности России и далее подправлять ход истории газовой трубой, и эта цель, как некоторым кажется, оправдывает многие средства.
Но, затевая игру с огнем, нужно помнить, что любые войны ведутся против мирного населения, какой смысл воевать с вооруженным человеком – он ведь и сдачи дать может. Да, в последнее время гуманизм и обычно не свойственная военным привычка к экономии средств заставляют отдавать предпочтение высокоточным средствам поражения, но санкции к таковым не относятся. Рано или поздно в список технологий с двойным назначением попадут милые мелочи, к которым так приятно и быстро привыкать. А затем, если безумие не прекратится, – то, без чего будет невозможно обходиться. Например, лекарства от смертельных болезней. Иосиф Кобзон (светлая ему память), кажется, одним из первых почувствовал это.
Увы, повсеместно, по обе стороны всех океанов и белокурым бестиям, и статным старцам «при исполнении», по большому счету, эти проблемы не интересны, они от вида крови в обморок не падают, наоборот – ее запах позволяет усилить экспрессию. Их, похоже, действительно интересуют лишь соответствующие главы в будущих учебниках истории. Но, покуда мир поделен на лоскуты стран, мы все – заложники их больших игр.