Город
  1. Город
 13 октября 2018, 12:00  

​«Первое лицо» букеровского лауреата Ричарда Флэнагана – роман о писателе-призраке

​«Первое лицо» букеровского лауреата Ричарда Флэнагана – роман о писателе-призраке
В выходные Business Class рассказывает об актуальных произведениях, которые заслуживают внимания. Сегодня в поле нашего зрения – роман о писателе-призраке, пытающемся разобраться, где правда, а где ложь
Автор:

Книга: «Первое лицо».

Автор: Ричард Флэнаган.

Букеровский лауреат Ричард Флэнаган, завоевавший широкую популярность на Западе за вскрытие темы постколониальной Австралии, вновь поражает тонким психологическим подходом к душам людей, заброшенных на край света. В новом романе «Первое лицо» автор ставит во главу угла вовсе не тему национальной идентичности, хотя она нет-нет да и проскользнет между строк. В этот раз проблемы куда более глобальные. Главное, не впасть в депрессию в попытке разобраться в их сути.

Главный герой романа – начинающий писатель Киф – соглашается написать автобиографию авторитетного бизнесмена, который подозревается в крупном мошенничестве и всеми силами пытается не сесть в тюрьму. На этот шаг его толкает давняя мечта о писательстве, с одной стороны, и груз ипотеки и скорого пополнения семейства – с другой. В надежде параллельно заниматься своим собственным романом Киф оказывается втянут в сеть интриг, о которых и понятия не имеет. Он, как это принято называть в литературном сообществе, становится писателем-призраком и заранее обрекает себя на безызвестность, ведь его имя на обложке публикации вряд ли укажут. Вместе с тем для написания романа есть всего пара недель, а общение с героем биографии усложняется всевозможными тайнами, которые он пытается сохранить. Каждое интервью превращается в битву за правду. Погружаясь в трясину из вымышленных фактов, Киф из внешнего наблюдателя все сильнее срастается с субъектом своего наблюдения. И порой обманывается тем, что научился распознавать фальшивые слова и жесты. Но в итоге он все больше задается вопросом, есть ли правда вообще и кому она нужна?

Сюжет выбран не случайно. По признанию самого Флэнагана, в начале 90-х он пережил аналогичные события на личном опыте: получив деньги от известного в Австралии афериста, принялся за его автобиографию. Критики сразу же приписали новое произведение Флэнагана к жанру автофикшн, сочетающего в себе элементы автобиографического повествования и авторского вымысла.

Рассуждения о призвании писателя и значении литературы сталкиваются с поистине философскими вопросами о сущности лжи и страхе быть загнаным в чужую фальшивую историю. Может показаться, что освобождение и успокоение от этой фобии принесет только вымысел. Он необходим человеку наравне с самыми простыми вещами. Ведь правду лучше принимать в ограниченных количествах.

Флэнаган не ищет ответов на вопросы, хотя его герой постоянно ими задается. И даже если вымысел и помогает смириться с тягостями жизни, осознание одиночества, которым сквозят будни жителя Тасмании (читай: любого думающего обывателя), одних толкает на попытки отгородиться творчеством, путешествиями и семьей, а других – в конце концов бросить все. Но почему происходит именно так, вряд ли можно ответить. «Мы просто существуем», – предполагает автор.

​«Первое лицо» букеровского лауреата Ричарда Флэнагана – роман о писателе-призраке

Книга предоставлена издательством ЭКСМО.


16+

Все новости компаний