Мэрия готовит предложения для обсуждения с депутатами Пермской городской думы системы тарифов на проезд в общественном транспорте. Разрабатывается тарифное меню, где цена будет варьироваться в зависимости от количества поездок и способа оплаты. Переход к ней планируется осуществить поэтапно в течение 2019-2020 годов.
Нынешняя стоимость одной поездки 20 рублей может сохраниться только для «оптовых покупателей». «Рано или поздно в силу экономических обстоятельств тариф вырастет. И увеличение может быть существенным именно при наличном расчете. Для тех, кто активно пользуется общественным транспортом и выбирает безналичную оплату, изменения не будут значительными благодаря дифференциации проездных билетов и системе скидок. Условно говоря, при покупке безлимитного проездного на месяц стоимость одной поездки может остаться примерно на уровне 20 рублей», – рассказал Business Class начальник МКУ «Гортранс» Анатолий Путин.
Изначально при обсуждении новой транспортной модели заявлялось: чтобы мотивировать людей к использованию безналичной оплаты, нужно разницу в цене при проезде за наличные средства сделать ощутимой – 3-4 рубля. Ориентировочная величина тарифа называлась 22-23 рубля, но при условии сокращения объема транспортной работы и снижении стоимости контрактов с перевозчиками в ходе конкурентной борьбы на аукционах. «В случае повышения стоимости проезда до 24-25 рублей мы перешли бы на новую модель без дополнительного финансирования из бюджета. Но поскольку тема тарифа политически окрашена и резкого повышения власти допускать не хотят, возникнут дополнительные расходы на тарифное регулирование», – рассуждает один из собеседников Business Class.
Стоимость проезда в Перми в последний раз изменилась 1 января 2016 года – с 16 до 20 рублей. Перевозчики неоднократно обращали внимание, что его величина устарела, так как расходы, в первую очередь на топливо, значительно выросли. Недавно предприниматели решились на судебные разбирательства с властями. Компания, обслуживающая автобусный маршрут №42, обвинила их в бездействии. Истец настаивает, что в течение 2016-2018 годов мэрия не исполняла свои полномочия и не обращалась в городскую думу с предложением о пересмотре тарифов.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, в дело вступили еще три перевозчика. В связи с тем, что истец опирается на документы прокуратуры Пермского края, в качестве третьего лица краевой арбитраж привлек к процессу соответствующее ведомство. С требованиями заявителя представитель администрации Перми и департамента дорог и транспорта не согласилась. Следующее заседание состоится 29 ноября 2018 года в арбитражном суде Пермского края.
Власти меняют модель взаимоотношений с перевозчиками. Автобусные маршруты в Перми имеют разную экономику. За работу на убыточных направлениях муниципалитет выделяет перевозчикам субсидии, а сверхприбыль с «выгодных» маршрутов остается у предпринимателей. Теперь им из бюджета станут оплачивать транспортную работу, выручка от продажи билетов будет аккумулироваться в бюджете, и отрасль в целом станет сбалансированной. Город начнет платить перевозчикам за выполнение транспортной работы, контракты распределят посредством аукциона. Пилотный проект новой модели планируется запустить с 1 апреля 2019 года.