Что изменится?
– Автобусные маршруты в Перми имеют разную экономику. За работу на убыточных направлениях муниципалитет выделяет перевозчикам субсидии, а сверхприбыль с «выгодных» маршрутов остается у предпринимателей. Теперь им из бюджета станут оплачивать транспортную работу, тем самым выручка от продажи билетов будет аккумулироваться в бюджете, и отрасль в целом станет сбалансированной.
Зачем нужны нововведения?
– Город начнет платить перевозчикам за выполнение транспортной работы. Это позволит корректировать маршруты, тогда как сейчас действующие договоры не дают внести значительные изменения. Например, три года назад реконструировали улицу Советской Армии, там есть остановка общественного транспорта, но нет ни одного автобуса. Перевозчикам невыгодно проезжать через нее, поскольку пассажиропоток там низкий. А заставить их это делать правовых оснований сейчас нет. При новой модели такое будет недопустимо. Расширится система бесплатных пересадок и безналичной оплаты проезда, изменится маршрутная сеть. Цель – сократить время на передвижение по городу.
Какие автобусные маршруты первыми подключат к системе пересадок и безналичной оплаты проезда?
– С 1 апреля будет запущен пилотный проект, в который, по планам, войдут семь автобусных маршрутов – №3, 7, 34, 36, 46, 60, 62 – и электротранспорт.
Следующим шагом после принятия решения, что выручка должна перечисляться в бюджет, станет согласование с депутатами возможности бесплатных пересадок.
Время для совершения бесплатной пересадки с одного маршрута на другой по одному билету останется прежним – 40 минут?
– Администрация предлагает оставить время прежним. Этот вопрос будет обсуждаться с депутатами Пермской городской думы.
Что будет с тарифом на проезд?
– Администрация сейчас готовит предложения для обсуждения депутатами Пермской городской думы тарифного меню. Сейчас по поручению главы города Перми Дмитрия Самойлова разрабатывается система тарифов, где цена будет варьироваться в зависимости от количества поездок и способа оплаты. В любом случае переход планируется осуществить поэтапно в течение 2019-2020 годов.
Чтобы мотивировать людей к использованию безналичной оплаты, нужно разницу в цене при поезде за наличные средства сделать ощутимой. Означает ли это, что на деле не изменится только «безналичный» тариф, а разовая поездка за наличные подорожает?
– Рано или поздно в силу экономических обстоятельств тариф вырастет. И увеличение действительно может быть существенным именно при наличном расчете. Для тех, кто активно пользуется общественным транспортом и выбирает безналичную оплату, изменения не будут значительными благодаря дифференциации проездных билетов и системе скидок. Условно говоря, при покупке безлимитного проездного на месяц стоимость одной поездки может остаться примерно на уровне 20 рублей.
Известно, что новая маршрутная сеть предполагает сокращение объема транспортной работы. На линии станет меньше автобусов. Как это скажется на пассажирах?
– Объем транспортной работы сократится, но провозная способность автобусов, скажем, в Кировском и Орджоникидзевском районах вырастет за счет техники большей вместимости. Сокращение планируется в основном за счет центральных маршрутов, где сейчас перевозчики могут себе позволить возить пассажиров в полупустых автобусах.
На одном из «пилотных» маршрутов – №34, который связывает Пермь с поселком Новые Ляды, предлагается вместо трех автобусов эксплуатировать два. Как в этом случае будут обеспечиваться потребности пассажиров?
– Планируется сократить данный маршрут до площади Восстания. На этой остановке пассажиры смогут совершить бесплатную пересадку. По более короткому маршруту два автобуса будут ходить с тем же интервалом, что и три.
Трамвай «Львенок» гораздо дороже, чем, например, техника Усть-Катавского завода. В чем разница между ними?
– Усть-Катавский завод направлял в администрацию города свое предложение, где была указана цена трамвая около 25 млн рублей. В нее не включена система отопления, кондиционирования; модель такой стоимости не имеет автономного хода, а доля низкого пола у нее 40%, а не 100%, нет системы открывания дверей пассажиром, зарядок для электронных устройств. Это все устанавливается за дополнительную плату. Не факт, что итоговая цена получится меньше, чем у «Львенка», который имеет все эти опции при стоимости 35 млн рублей. Кроме того, закупка будет производиться через электронный аукцион, во время которого любые производители смогут представить свои технические новинки. В конечном итоге неизвестно, что выиграет именно этот производитель.
Как показал себя новый трамвай в условиях Перми?
– Его работа не вызвала нареканий. Вагон тестируется на самом протяженном маршруте – №11 «Школа №107 – Висим». Он проходит по путям разного качества – старым на улице Мира, новым – на Северной дамбе, а ведь именно от состояния рельсов во многом зависит результат теста. Например, в Москве и Петербурге «Львенок» эксплуатируется без проблем, а в Твери и Ростове из-за недостатков путей трамвай часто ломался, производитель делал гарантийный ремонт, и в итоге это вылилось в разбирательство с властями.
В Перми поломок трамвая не было.