На круглом столе в Горьковской библиотеке рестораторы, туроператоры, экскурсоводы и пиар-специалисты обсудили будущее гастротуризма в Пермском крае. Мозговой штурм прошел без участия членов правительства, собиравшиеся посетить круглый стол чиновники не смогли приехать по причине занятости. Встреча показала, что диалог необходим, но будет бесполезным без конкретных целей. А самое главное – развитие гастрономии невозможно без потока туристов и масштабных мероприятий и объектов, которые привлекут гостей в Пермь. Первым реальным шагом проекта должна стать дорожная карта с описанием местных блюд и списком ресторанов, которые готовы подключиться к внедрению и распространению пермской кухни.
Модератором круглого стола стал ресторатор и директор OZON GROUP Олег Ощепков. Он отметил, что сегодня идея гастротуризма поддерживается на федеральном и краевом уровнях, в том числе и как элемент инвестиционной привлекательности территорий.
О том, что в Перми собираются развивать гастротуризм, стало известно в этом году. Особенно активно к разработке темы подключились местные рестораторы. В правительстве обозначили тему как перспективную и заявили, что обсуждение продолжается.
Летом было положено начало развитию гастротуризма. Совместными усилиями рестораторы реализовали проект «Вкус места». В проекте приняли участие пять заведений: ресторан-энотека La Bottega, бары Gatsby’s и Rob Roy, мясной ресторан «Партизан» и кафе «Улитка». В свои меню шеф-повара добавили специальные предложения, связанные с историей и известными людьми Прикамья: купцами Строгановыми, Великим князем Михаилом Александровичем Романовым, меценатом Николаем Мешковым и антрепренером Сергеем Дягилевым.
Бывший министр культуры края, а сейчас сотрудник федерального правительства Николай Новичков рассказал, что для комплексного развития направления нужно понимать, зачем туристам ехать в Пермь. «Просто ради блюда туристы вряд ли поедут, но вот фестиваль или какое-то мероприятие – это повод обратить на него внимание. Поэтому необходимо развитие фестивальной и событийной культуры. Еда здесь выступает как важная составляющая», – обозначил идею г-н Новичков.
Он рассказал, как представляют туристы пермскую кухню: «В поисковиках «Яндекс» или «Гугл» по такому запросу выдаются посикунчики. Это реальность, в которой мы живем. Можно с ней бороться, а можно пользоваться». По словам Николая Новичкова, в ближайшие годы основными экономически активными, а значит, и получателями продукта гастрономии станут люди, рожденные после 1985 года, так называемое поколение «миллениалов». «Они вошли в стадию экономической активности. Сегодня они все меньше уделяют внимание вещам, а живут путешествиями и впечатлениями. Этот фактор нельзя сбрасывать со счетов при развитии гастротуризма», – считает эксперт. Еще одним важным направлением, по мнению Николая Новичкова, будет создание собственного гастрономического сувенира. В пример он привел торт «Москва».
Эксперт Павел Сюткин признал, что сегодня гастротуризм для России – экзотика. «Тему надо развивать комплексно, а не отдельно каждое направление. В России в принципе нет такого блюда, ради которого люди поедут за сотни километров. Туристы отправятся туда, где это связано с культурными или историческими аспектами: например, в Суздаль поедут смотреть памятники деревянного зодчества, Кремль, и только потом пить медовуху и есть соленые огурцы, – объяснил г-н Сюткин. – Важно понять, каким критериям должна отвечать гастрономическая составляющая. На мой взгляд, продукт или блюдо должны быть частью культуры народа региона. Если делать это просто для галочки, то идея обречена».
С экспертом согласилась вице-председатель Пермской ТПП Елена Гилязова: «Когда мы говорим о гастротуризме, то понимаем его как часть какого-либо другого туризма. Надо исходить из того, что рестораторы самостоятельно не могут привлечь турпоток».
Молодых зовут на отдых. В Перми представили туристические маршруты для молодежи29 ноября 2018, 16:00Шеф-повар Рашид Рахманов рассказал, что жители Свердловской области завидуют пермякам. Причина, по его словам, именно в кухне. Однако он считает, что нельзя игнорировать и другие традиции. «У нас представлена коми-пермяцкая кухня, это генетический код региона. Но наследие этой кухни – 5-6 блюд, мы не можем развиваться, подавая в ресторанах только их. Кухню нужно переосмысливать, сохраняя все лучшее. Кроме того, много других народностей со своими традициями, которые должны быть представлены в краевой столице. При этом нужно понимать, что гастротуризм не может развиваться без качественных и разнообразных ресторанов», – резюмировал Рашид Рахманов.
На сегодня в регионе, за пределами Перми, ресторанов практически нет. Для того чтобы туристы смогли пообедать в отдаленных районах, нужно очень постараться, отмечают туроператоры.
По мнению ресторатора Николая Канищева, отрасль не может успешно развиваться без государственной поддержки. «Кроме Москвы и Санкт-Петербурга российские туристы летят в Казань, Сочи, отдельные города Сибири. Это во многом заслуга местных управленцев. Перми в этом плане нужен рывок. К нам долететь часто можно только с пересадками, а цена авиабилета выше, чем до соседнего Екатеринбурга», – сетует Николай Канищев.
Издатель Олег Андрияшкин отметил, качество и разнообразие ресторанных проектов в Перми. Но главной проблемой обозначил повышение посещаемости ресторанов, их привлекательности и доступности для людей.
«На сегодня самый успешный туристический проект в регионе – горнолыжный комплекс в Губахе. Но ресторанный рынок там заполнен точками с шаурмой. Другой пример, когда при организации мероприятий администраторы задвигают фуд-корты в недоступную местность, а в результате туда приходят три человека. А если в Чердыни заранее не продумать вопрос о еде, то можно покушать только при возвращении в Пермь. Вопрос концептуальный, и вообще не в еде. Получается, что нет ресторана – нет потока, нет потока людей – нет ресторана. Круг замкнулся, но все голодные», – анализирует г-н Андрияшкин.
Итоги круглого стола подвел Олег Ощепков. Он предложил создать гастрономическую карту из нескольких блюд, завязанных на истории Прикамья и известных личностях. Эта карта затем будет предложена рестораторам для включения блюд в свое меню. А во время событийных мероприятий, например Дягилевского фестиваля, на основе этой карты и участвующих ресторанов будут проводиться гастротуры. Эксперты предложили не зацикливаться на «старых» блюдах – посикунчиках, бефстроганов и т.д., а более активно продвигать и «новую» пермскую кухню. Проект планируется реализовать с привлечением средств краевого бюджета, они пойдут на создание карты и ее продвижение.