Как стало известно Business Class, пермские ученые обратились к Президенту Владимиру Путину в связи с намерением ОАО «РЖД» построить Северный железнодорожный обход Перми для транспортировки грузов из Соликамско-Березниковского промышленного комплекса (документ есть в распоряжении «bc»). В письме указано, что рассматривалось несколько вариантов прохождения железной дороги.
Один из них предполагает возведение моста через Каму с подходом дороги между поселениями Скобелевка и Христофоровка по правому берегу реки и с сопряжением старых путей с новыми между станциями Пальники и Дивья на левом берегу. Авторы обращения утверждают, что при выборе этого варианта не потребовалось бы сноса жилых домов и других строений. Альтернатива – обход примерно на 9 километров короче, но со строительством двух протяженных тоннелей в условиях «крайне сложной карстовой геологии». «В этом случае дорога проходит через микрорайон Заозерье, соприкасаясь с рядом сельских поселений. Поскольку ее сопряжение с действующей железнодорожной веткой на левом берегу запланировано на станции Пальники, то сносу подлежит СНТ «Калина красная» и сельское поселение Краснослудское. В настоящий момент руководство железной дороги и краевая администрация склоняются именно к этому варианту», – пишут ученые.
По их словам, не было представлено серьезных экономических и социальных обоснований необходимости как строительства Северного железнодорожного обхода в принципе, так и его более короткого варианта, который считается более дешевым. Власти говорят, что необходимость развития инфраструктуры обусловлена прогнозным ростом производительности калийных рудников на севере региона. «До 2025 года нагрузку планируется довести с 18 до 30 млн тонн в год», – пояснял заместитель министра транспорта Пермского края Сергей Дедюхин. Он отмечал, что пропускная способность железнодорожного моста на КамГЭС практически достигла своего предела.
Однако ученые сомневаются, что такое увеличение производительности предприятий Соликамско-Березниковского промузла в действительности произойдет. И значит – Северный железнодорожный обход не нужен. «Зачем тратить огромные деньги на бесполезный объект и еще усиливать при этом социальную напряженность в регионе?» – задаются вопросом эксперты. Их предложение: миллиарды необходимо направить на обеспечение максимально долгой и безопасной эксплуатации Верхнекамского месторождения.
При этом для авторов обращения остается неясным, каким образом Северный обход позволит увеличить пропускную способность железнодорожной ветки, если считать, что такая необходимость все-таки есть. «Заменяется относительно короткий участок, а основная часть дороги со всеми ее радиусами и уклонами не изменяется. Новый мост через Каму и прилегающие к нему тоннели планируется сделать однопутными, как и действующий мост через Чусовую. В любом случае сохраняется реверсивное движение поездов, что не позволит существенно увеличить объем перевозок. Даже при условии реконструкции всей остальной части железной дороги все равно останется «бутылочное горлышко» однопутных моста и тоннелей Северного обхода», – аргументируют ученые.
Они отмечают, что на железной дороге, которая проходит по плотине Камской ГЭС, ранее действовало двустороннее движение. «В 1999 году после проведения ряда ремонтных работ перешли на однопутное, но сейчас нет никаких препятствий вновь вернуть двустороннее движение с минимальными затратами», – считают эксперты. По их данным, никаких конкретных технических данных о снижении несущей способности дамбы не приводилось. Если бы состояние плотины Камской ГЭС оказалось неудовлетворительным, то надо было бы немедленно заниматься ее дополнительным усилением. Мировой опыт демонстрирует хорошую ремонтоспособность как бетонных, так и земляных плотин с затратами несоизмеримо меньшими в сравнении со строительством новой железной дороги», – пишут ученые.
Концепт по заявкам. РЖД проведут опрос жителей о новом вокзальном комплексе24 декабря 2018, 07:00Обращение к Владимиру Путину подписали Анатолий Волынцев и Лев Спивак – доктора физико-математических наук, профессора, заслуженные работники высшей школы; Валерий Голдырев – кандидат геолого-минералогических наук; Владимир Наумов – доктор геолого-минералогических наук. Под письмом также поставили подписи члены СНТ «Калина красная». Они надеются, что президент поможет региональным властям «правильно расставить приоритеты». Авторы считают, что выводы о ситуации необходимо сделать в рамках межведомственной многопрофильной комиссии, решение о создании которой они просят принять главу государства.
По информации министерства транспорта Пермского края, на сегодняшний день ОАО «РЖД» не утвердила результаты работ по выбору варианта прохождения Северного железнодорожного обхода. Однако известно, что трасса пройдет от ст. Пальники до ст. Блочной по территории Перми, Пермского, Добрянского и Краснокамского муниципальных районов. Работы по проектированию планируется выполнить в течение 2019 года и с 2020 года приступить к строительству объекта. Ранее оглашена стоимость объекта – 42,5 млрд рублей. Еще 13,7 млрд рублей потребует реконструкция участка железной дороги Пальники – Березники. Расходы включены в инвестиционную программу «РЖД».
В министерстве транспорта Пермского края прокомментировали заявление ученых. «Прежде чем включить проект строительства Северного железнодорожного обхода Перми в инвестиционную программу ОАО «РЖД», было получено технико-экономическое обоснование. В нем изучена необходимость строительства, экономическая целесообразность, произведен анализ и расчет экономических показателей создаваемого инвестиционного проекта», – заявили в ведомстве. «Приводимые в статье рассуждения не подтверждены аргументами и являются необоснованными. Полагаем, что оснований для изменения ранее принятых решений нет», – считают в минтрансе.