Проектировщики и администрация Перми прорабатывают документацию по реновации Комсомольского проспекта. Изначально авторы концепции развития этой территории предполагали обеспечить непрерывное пешеходное движение на бульварной части проспекта, но дальнейший анализ ситуации показал: есть перекрестки, где это нецелесообразно из-за ущерба другим участникам движения и даже опасно.
На сегодняшний день перекрестки на Комсомольском проспекте организованы так, что идущий вдоль него пешеход, дойдя до перпендикулярной улицы, по правилам дорожного движения не может продолжить двигаться прямо. Он должен развернуться, пересечь проезжую часть проспекта по пешеходному переходу, перейти улицу, «прерывающую» проспект, и затем по еще одной «зебре» вернуться на бульвар. Естественно, люди не ходят по аллее, выписывая такие зигзаги, и нарушают ПДД. Тому, что прямой переход по бульвару долгие годы не узаконен, есть объяснение. «Пешеходных переходов вдоль проспекта нет по следующей причине: при повороте в бульварной части останавливаются автомобили. Если там появится пешеходный переход, то мы вынудим водителей нарушать правила – останавливаться на зебре либо перед ней, мешая при этом прямому движению», – рассказал Business Class начальник Пермской дирекции дорожного движения Максим Кис.
По его словам, анализировались разные варианты решения этой проблемы, в том числе расширение бульварной части, но геометрические параметры улицы не позволяют этого сделать. «Сейчас рассматривается идея организовать пешеходные переходы на большинстве перекрестков, исключив необходимость остановки транспорта в аллее. Этого можно добиться, введя выделенную фазу для поворота. Но такие решения резко снижают пропускную способность перекрестка. Чтобы уменьшить это влияние, мы пришли к мысли на отдельных участках некоторые маневры запретить, а другие – упростить», – продолжает г-н Кис.
Гори ясно и бюджетно. Власти готовы выделять субсидии на архитектурную подсветку в центре Перми28 января 2019, 07:00Например, при движении по проспекту со стороны ул. Монастырской предложено запретить левый поворот на ул. Советскую. За счет этого появится возможность выделить отдельную фазу для водителей, которые поворачивают на ул. Советскую с противоположной стороны. Через квартал – на пересечении с ул. Петропавловской – предлагается, наоборот, упростить поворот налево. Аналогично на перекрестках с улицами Екатерининской и Луначарского, где также допустимы повороты только в одном направлении, их выполнение необходимо облегчить. Для этого предлагается предоставить для маневров по две полосы, используя часть существующей парковки, и выделить отдельную светофорную фазу. Подобными могут быть решения для еще одной пары перекрестков – с улицами Краснова и Революции – на одном организовать поворот направо, на другом – налево.
Эти мероприятия позволят восстановить пешеходное движение вдоль аллеи. Но есть несколько мест, где это не получится сделать без серьезного ущерба для движения транспорта, резюмирует собеседник. Первый такой перекресток – Комсомольский проспект – улица Революции. «После реконструкции улицы Революции он станет значительно шире, и движение пешеходов посередине него очень сильно затруднит движение транспорта в прямом направлении», – пояснил Максим Кис.
Второе проблемное пересечение – Комсомольского проспекта с улицей Монастырской. «Здесь дело в безопасности участников дорожного движения. Поворот с проспекта на Монастырскую осуществляется «на подъем» с двух полос. Если разрешить пешеходам переходить эту улицу по аллее, то это приведет к тому, что водитель, поворачивающий налево со второй полосы в условиях ограниченной видимости, может сбить пешехода. Есть яркий пример аналогичного места – выезд с ул. Луначарского на ул. Островского, где до недавнего времени регулярно происходили ДТП с пешеходами. Сейчас безопасность перекрестка повысилась за счет светофорного регулирования. На пересечении Комсомольского проспекта и Монастырской светофора нет, и риск очень велик. Поэтому мы предлагаем сохранить там существующую схему движения. Тем более что бульвар внутри проспекта и центральная аллея Соборной площади не находятся на одной линии, и здесь спокойно можно воспользоваться действующим пешеходным переходом», – рассказал г-н Кис.
Судьба еще одного перекрестка – с улицей Ленина – пока под вопросом. Специалисты еще не пришли к окончательному выводу о том, допустимо или нет сделать на нем пешеходный переход между частями бульвара. Проект реновации проспекта планируется подготовить в первом квартале 2019 года.
Концепцию развития Комсомольского проспекта разработало МКУ «Институт территориального планирования». Авторы помимо организации пешеходного движения по центральной части проспекта предложили устроить бульвар на Октябрьской площади в качестве продолжения существующей аллеи, а также организовать новое общественное пространство перед политехническим университетом, что предполагает частичное изъятие парковки, перенос остановочного комплекса от главного входа в университет, увеличение пространства площади. На пешеходной аллее планируется замена покрытия и установка светильников торшерного типа, близких к историческим оригиналам, а также подсветка карнизов зданий, расположенных вдоль улицы.