Начальник департамента дорог и транспорта администрации Перми Анатолий Путин представил подробный план замены троллейбусов на автобусы. Он рассказал о текущем состоянии троллейбусного парка: из почти ста единиц техники исправна только треть (см. справку). По словам докладчика, есть ряд объективных показателей, по которым троллейбус, в том виде, в котором он существует в Перми, уступает автобусу. К ним относится средняя скорость движения (13,5 и 18,4 км/ч соответственно), стоимость транспортной работы (137,78 и 102,14 руб./км) и дневной пассажиропоток на одну единицу транспорта (480 и 670 человек).
Исходя из этого, планируется каждый из существующих сейчас маршрутов троллейбусов компенсировать автобусными связями, подытожил Анатолий Путин и подробно остановился на каждом из направлений (см. справку). Он подчеркнул, что перемена не окажется резкой. Как минимум две недели планируемые к закрытию троллейбусные направления и заменяющие их маршруты будут дублировать друг друга. На «компенсирующих» автобусных маршрутах обеспечат бесплатные пересадки. Предполагается, что поэтапная замена троллейбусов начнется с 1 мая.
Депутат Александр Филиппов полагает, что вопрос о замене троллейбусов автобусами преждевременно считать решенным. «Троллейбусное движение предусмотрено Генпланом Перми, а также стратегией развития транспортной отрасли. Сейчас мы слышим, что решение принято. Причем принято безальтернативно, и, на мой взгляд, волюнтаристски. Тогда как многие города идут по пути внедрения электробусов, и это отмечено в заключении контрольно-счетной палаты Если кому-то не нравятся провода на Комсомольском проспекте, то есть и такой вариант как троллейбусы с автономным ходом», – отметил он. В заключение своего выступления г-н Филиппов попросил назвать фамилии тех, кто принял решение о ликвидации троллейбусов.
Заместитель начальника управления экспертизы и аналитики Пермской городской думы Евгений Сапаркин поддержал доводы депутата. «Основным документом, который определяет пространственное развитие города, является генеральный план. Безусловно, его корректировка необходима перед принятием решения, касающегося троллейбусного сообщения. Оно также должно соответствовать и программе комплексного развития транспортной инфраструктуры», – рассказал он.
Власти объявили аукцион на обслуживание трех троллейбусных маршрутов15 апреля 2019, 22:15Заместитель главы Перми Людмила Гаджиева на замечания ответила, что решение принимали не огульно, а на основе анализа статистики, которая показывает, что пассажиропоток троллейбусных маршрутов снижается. «Именно поэтому было подготовлено предложение о постепенной замене этого вида транспорта автобусами. На вопрос о том, кто пофамильно его сформулировал, скажу – Гаджиева и Путин», – прокомментировала она. «Что касается электробусов, такой вариант можно рассмотреть. На рынке есть хорошие предложения. Удовольствие это дорогое, конечно, но оно тоже имеет место быть», – добавила г-жа Гаджиева.
Первый заместитель председателя Пермской городской думы Дмитрий Малютин подчеркнул, что очень важно донести исчерпывающую информацию до горожан. «Для многих троллейбусы – это часть жизни, атрибут детства. Отказ от них, это, если хотите, – уход от истории, глубоко укоренной в сознании. Поэтому очень важно объяснить, почему это происходит, на что повлияет и к чему приведет», – заметил он.
Доклад Анатолия Путина члены комитета по городскому хозяйству приняли к сведению, но на ближайшем пленарном заседании вопрос о транспортном обслуживании населения решили не рассматривать. А прежде получить ответы на вновь возникшие вопросы экспертов. Председатель комитета Вячеслав Григорьев сообщил, что депутаты инициировали проведение круглого стола на тему транспортной реформы, и администрация поддержала предложение. Мероприятие состоится 29 апреля. Планируется, что именно на нем представители мэрии и ответят на поступившие замечания.
Старая гвардия.
Из 97 троллейбусов в Перми только 34 находятся в технически исправном состоянии. 39 требуют капитально-восстановительного ремонта и еще 24 сейчас списывают с баланса МУП «Пермгорэлектротранса». При этом на маршрутах работают 58 троллейбусов. Доля этого вида транспорта в общем объеме перевозок – 4,3%. За Пассажиропоток снизился с 16,9 млн человек в 2015 году до 10,3 млн человек в 2018 году. Для сравнения автобусы перевозят более 200 млн человек в год. Средний возраст подвижного состава – 13 лет, контактной сети – 39 лет. В последний раз новые троллейбусы муниципалитет купил в 2010 году (33 единицы за 208,6 млн рублей) и в 2011 году (13 единиц на 82,2 млн рублей).
Справка:
Троллейбусные маршруты №1 «Улица Гусарова – станция «Пермь-I» и №5 «Улица Гусарова – станция «Пермь-II» будут дублироваться автобусным маршрутом №50 «Улица Гусарова – станция «Пермь-II». При этом пассажиры, следующие до станции «Пермь-I», смогут совершить бесплатную пересадку на маршрут №2 «Станция Пермь-II – станция Пермь-I» на остановке «ЦУМ», либо на маршрут №3 «станция Пермь-I – микрорайон Нагорный» на остановке «Центр Муравейник».
Троллейбусный маршрут №8 «ОАО «Велта» – Площадь Дружбы» закроют. Он будет компенсирован возможностью бесплатных пересадок между автобусным маршрутом №11 «микрорайон Парковый – микрорайон Садовый», трамваями №6 «ОАО «Велта» – Разгуляй» и №7 «станция «Пермь-II – ОАО «ВРЗ». Также добраться от площади Дружбы до остановки «ОАО «Велта» можно будет на автобусе №36 «улица Мильчакова – микрорайон Вышка-1» с бесплатной пересадкой на трамвай №6. Кроме того, троллейбус частично дублируется автобусным маршрутом №75 «микрорайон Соболи – микрорайон Костарево».
Троллейбус №12 «улица Гусарова – улица Милиционера Власова» начнет работать по измененному расписанию, одновременно с этим изменится путь следования автобусного маршрута №62 «микрорайон Крохалева – остановка «Ипподром», который частично перенесут с улицы Мира на шоссе Космонавтов. Троллейбус №13 «Улица Куфонина – Площадь Дружбы», по которому сейчас выполняется всего два рейса, будет заменен троллейбусным направлением №10 и новыми автобусными маршрутами.