Первой темой, поднятой на сегодняшней пресс-конференции губернатора Пермского края Максима Решетникова, стал уход Теодора Курентзиса с поста художественного руководителя театра и оперы и балета. Глава региона заявил, что новая сцена необходима и будет строиться вне зависимости от того, кто является художественным руководителем театра. «Подрядчик определен, идет проектирование. Есть намерение привлечь архитекторов мирового уровня к фасадным решениям, внутренним интерьерам. Здесь мы ведем переговоры, и поддержку оказывает Роман Абрамович. Задача в этом году – подготовить проект, пройти экспертизу. В следующем – начать строительство», – рассказал Максим Решетников. Губернатор добавил, что ведется работа по привлечению федерального финансирования. «Первый этап прошли, объект находится в федеральном листе ожидания», – сообщил он. Отметим, что предельная стоимость проекта не должна превысить 10,35 млрд рублей.
На просьбу прокомментировать участие в проекте новой оперы театрального деятеля Владимира Кехмана губернатор задал встречный вопрос: «Что является основанием полагать, что человек с той или иной фамилией, привлечен к процессу? Есть подрядчик, который определен по федеральному закону о контрактной системе. Кто является учредителем компании, можно «пробить» с помощью сервиса проверки контрагентов», – сказал Максим Решетников.
Отметим, что единственным участником конкурса на проектирование новой сцены оперного театра стало ООО «Группа компаний Строй-Эксперт» (см. справку). Организация участвовала в техническом обследовании Михайловского театра в Санкт-Петербурге. Художественным руководителем учреждения является Владимир Кехман. В 2016 году компания также выиграла конкурс на реставрацию Новосибирского академического театра оперы и балета, генеральным директором которого в тот момент также являлся г-н Кехман. Единственный владелец ООО «ГК Строй-Эксперт» Марат Каргинов.
Говоря о поддержке со стороны Романа Абрамовича, Максим Решетников уточнил, что бизнесмен сам предложил помочь с привлечением архитекторов. «Сейчас разработана базовая функциональная компоновка новой сцены. Площадка под объект (речь об участке рядом со сквером им. Татищева в Разгуляе – «bc») ограничена логом и подстанцией, которую мы уберем, но чуть позже. Несмотря на это, компоновка, по отзывам экспертов, в общем и целом получилась хорошая. Ее не меняем, но фасад и интерьер, как мы решили, должны быть мирового уровня», – подчеркнул он.
Губернатор также рассказал, как обсуждал с Теодором Курентзисом работу театра, а позднее – его решение об уходе с поста художественного руководителя. По словам г-на Решетникова, в его взаимоотношениях с маэстро было «несколько волн».
– На каком-то этапе мы обсуждали, что Теодору нужно больше присутствовать в Перми. В ходе одного из разговоров он сравнил музыку, которая создается под его руководством, с дорогим вином. «Мы экспортируем его», – сказал он. Я ответил: «Теодор, все хорошо, но мне бы хотелось, чтобы это вино, самого замечательного качества, произведенное в Перми, потреблялось тоже в Перми, и сюда за ним приезжало больше людей. Мы находились в диалоге, иногда было сложно. Возникали вопросы, когда не было репертуара у оперного. У нас получился самый мало работающий театр в стране, с таким-то бюджетом. При этом и сам Теодор предъявлял обоснованные претензии, связанные с репетиционной базой.
Мы обсуждали эти моменты и, как мне показалось, весной нашли все решения. В том числе по ДК имени Солдатова и присутствию театра на этой площадке, так, чтобы труппу загрузить работой, договорились о новых постановках, появился репертуар на несколько месяцев. Я посчитал, что накануне Дягилевского фестиваля мы в целом нашли общее понимание. Много технических моментов, которые надо в связи с этим сделать. Например, акустическую ракушку поставить в ДК имени Солдатова для улучшения акустики. Но все-таки Теодор принял решение покинуть пост. Я сказал: если что-то с нашей стороны не сделано, то мы готовы это делать. Он ответил: «Решение внутренне созрело». И при этом предложил, что называется, «уходя не уходить», – поведал губернатор.
Речь идет о режиме, когда Теодор Курентзис остается художественным руководителем Дягилевского фестиваля, с определенной периодичностью будет давать здесь концерты с оркестром MusicAeterna и ставить премьерные спектакли на сцене пермского театра. «Очень показательный момент, что у него здесь остается дом», – отметил г-н Решетников. «Изменив формат сотрудничества с Теодором, мы параллельно запустим какой-то новый виток развития оперного театра. Из всего этого соберем еще более мощную конструкцию, чем была», – заявил глава региона.
Несколько недель назад была завершена процедура поиска подрядчика, который займется проектированием новой сцены Пермского оперного театра. Питерская фирма «Группа компаний Строй-Эксперт» должна получить за работу 221 млн рублей. Проект необходимо «привязать» сразу к двум участкам города: микрорайону Разгуляй и кварталу №5 (у Коммунального моста). Проектировщик должен будет обосновать целесообразность посадки нового здания на одной из двух площадок.