Власти Перми подвели итоги пилотного проекта новой транспортной модели

Власти Перми подвели итоги пилотного проекта новой транспортной модели
В одном шаге от рассмотрения тарифа на проезд у депутатов по-прежнему остаются сомнения в корректности расчетов. Если они не будут сняты, повышение стоимости проезда может быть снова отложено.
Автор:

Администрация Перми представила итоги пилотного проекта новой транспортной модели, стартовавшего весной текущего года. Как отметил начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин, за это время были проведены аукционы на обслуживание маршрутов в рамках закона о госзакупках, апробировано взаимодействие с перевозчиками по перечислению в бюджет выручки за проезд. Пассажиропоток на пилотных маршрутах в сентябре-ноябре вырос на 9,7% по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. План по доходам выполнен на 91%, фактические поступления в марте-ноябре 2019 года составили 630,5 млн рублей. Объем транспортной работы сократился на 9,3%. Доля бесплатных пересадок в структуре пассажиропотока составила 7%.

Не пропустите:Летом общественный транспорт в Перми станет ходить реже, чем зимой22 декабря 2019, 07:30

Отдельно проанализированы финансовые результаты МУП «Пермгорэлектротранс». За три осенних месяца предприятие получило из бюджета 361,8 млн рублей, расходы перевозчика сложились в размере 353,7 млн рублей. В качестве платы за проезд собрано 235,3 млн рублей, эта сумма перечислена в городскую казну – показатель выполнен на 95%. Фактическая стоимость одного километра пробега на автобусах ПГЭТ составила 110,9 рубля. Сюда не заложены рентабельность и расходы на амортизацию. С учетом этих двух факторов администрация предлагает для расчетов с перевозчиками в 2020 году установить норматив 112,9 рубля.

Людмила Гаджиева, заместитель главы администрации Перми:
– Реформа позволит сбалансировать доходную и расходную часть бюджета. Сейчас мы мучаемся с перевозчиками, работающими на убыточных маршрутах. Они «выкручивают нам руки», отказываясь от обслуживания маршрутов. Мы поэтапно решаем поставленные задачи: маршрутную сеть обсудили с жителями, утвердили ее. Рассчитали норматив стоимости автокилометра, согласовали его с прокуратурой. Впервые в городе внедрена транспортная карта для всех категорий пассажиров, разработано тарифное меню. В январе планируем объявлять новые аукционы среди перевозчиков, по результатам которых будут заключены «длинные» контракты. Сейчас задача – отработать с производителями вопрос поставки техники. Ездили на «КАМАЗ». Производители не успевают за муниципалитетами: они законтрактованы под нужды Москвы и Петербурга. В Северной столице готовы покупать более 1,5 тыс. автобусов. Мы договаривались о том, чтобы производитель поставлял автобусы под наши «хотелки». Думаю, мы все сделаем. Даже уверена.

У народных избранников возникли вопросы к двум ключевым показателям, которые определяют величину тарифа на проезд: пассажиропотоку и стоимости транспортной работы.

Депутат Вероника Куликова обратила внимание, что при общем увеличении пассажиропотока на половине из маршрутов фиксируется его падение. Анатолий Путин связал это с изменением некоторых маршрутов и оптимизацией расписания: когда пилотный автобус начал ходить реже в межпиковое время, пассажиры стали садится на дублирующие маршруты. Депутат Александр Филиппов полагает, что заявленное увеличение общего пассажиропотока – на самом деле лишь его перераспределение после замены троллейбусных маршрутов на автобусы №30 и №50. На них показатель вырос на 9% и на 49,4% соответственно.

Депутаты также отметили, что автоматическая система учета пассажиропотока внедрена не в полном объеме: поездки учитываются с помощью валидаторов, но нет дублирующего контроля по датчикам входа-выхода над каждой дверью в салон автобуса и видеокамера с возможностью онлайн-доступа. Заместитель главы администрации Перми Людмила Гаджиева отметила, что информация с валидаторов – наиболее точная, тогда как датчики имеют погрешность 7%.

У депутата Владимира Молоковских возникли вопросы об обоснованности представленных расходов МУП «Пермгорэлектротранс». Он заметил, что фактические затраты на зарплату водителей в полтора раза выше, чем заложено в расчете норматива. Анатолий Путин ответил, что при определении средней стоимости автокилометра взят минимальный уровень оплаты труда, указанный в приказе Минтранса РФ, а по факту ПГЭТ платит водителям «рыночную» зарплату. «Иначе у нас не останется работников», – добавила Людмила Гаджиева. «При определении планового размера норматива мы исходили из того объема средств, который есть в бюджете», – объяснила она.

Фактические общехозяйственные расходы, к которым относится содержание всего имущества, находящегося на балансе МУП, также оказались выше расчетных. «Комплекс достаточно большой и довольный старый», – отметил директор «Пермгорэлектротранса» Александр Дербенев. «Он избыточен?» – уточнил Владимир Молоковских. «Есть кое-что избыточное», – ответил г-н Дербенев. Людмила Гаджиева заметила, что есть планы по оптимизации расходов ПГЭТ на содержание автобаз. Так, например, база на ул. Ижевской, 25 передается Пермской городской службе спасения. После реконструкции там будут базироваться спасатели и Единая дежурно-диспетчерская служба.

Вероника Куликова, депутат Пермской городской думы:
– Весь пилотный проект свелся к проверке оптимизации транспортной работы и маршрутной сети. Я неоднократно задавала вопрос об эффективности пересадок. Как соотносятся оптимизация и сокращение маршрутов, которые привели к увеличению пересадок, и возникшие в связи с этим выпадающие расходы? Объявлено, что на 2020 год экономия за счет оптимизации маршрутной сети составит 1,5 млрд рублей, а дополнительные затраты 400 млн рублей при доле бесплатных пересадок будут 10%. То есть, если их получится 20% или 30%, то эффект практически нивелируется.

Заместитель председателя Пермской городской Думы Алексей Грибанов спросил у руководителя ПГЭТ, насколько представленная стоимость автокилометра 112,9 рубля обеспечит рентабельность и позволит ли предприятию работать без убытков. «Фактически у нас затраты немного выше», – признался Александр Дербенев. «Так надо их оптимизировать», – напомнила Людмила Гаджиева.

Владимир Молоковских попросил уточнить, почему в фактических затратах ПГЭТ не учтена амортизация транспорта. «Потому что предприятие не несло расходы на приобретение автобусов», – ответил Анатолий Путин. (Муниципальный парк куплен на средства городского и краевого бюджетов). «Но ПГЭТ будет нести расходы по замене техники в дальнейшем. Или мы пять лет «поиграем», а потом все автобусы просто спишем?» – задал депутат риторический вопрос.

«Следующий вопрос – это тариф на проезд, а мы не можем понять, оптимальны ли затраты и насколько они «отбиваются», – продолжил Владимир Молоковских. «В результате мы придем к тому, что на заседании думы в январе заново станем формулировать все эти вопросы», – прогнозирует г-н Филиппов.

По информации Business Class, если основные вопросы не будут сняты, дума может в январе не принять решения о повышении тарифа на проезд с 1 февраля 2020 года. «Если весь транспорт не оснастят автоматической системой учета пассажиропотока в полном объеме и не покажут обоснованные расчеты по экономике, то депутаты не станут рассматривать тариф. Скорее всего, в таком случае вопрос перенесут», – заявил источник «bc».

В пилотный проект новой транспортной модели входят трамваи, а также автобусы №2, 3, 11, 30, 36, 49, 50, 51, 60, 62 – МУП «ПГЭТ»; 7, 22, 34, 48 – ООО «Дизель»; 9, 23, 46 – ООО «Урал-авто»; 88 – ИП Целоусов.
Все новости компаний