В сегодняшней повестке комитета Пермской городской думы по экономическому развитию стоят вопросы о повышении тарифа на проезд в общественном транспорте, а также видах и стоимости проездных документов (тарифное меню). Администрация предлагает увеличить цену разовой поездки до 26 рублей за наличный расчет с 1 февраля 2020 года. При оплате по безналу предусмотрена скидка, в результате стоимость составит 24 рубля.
В октябре 2019 года дума поддержала эту инициативу в первом чтении, но к расчетам возникло немало серьезных вопросов, в том числе и у экспертов. В заключении контрольно-счетной палаты было указано на невозможность проверить данные о пассажиропотоке, которые взяты при расчете тарифа, что позволило усомниться и в итоговой стоимости проезда. Обоснованность данных о пассажиропотоке стала одним из наиболее спорных моментов и в дискуссиях депутатов и сотрудников мэрии. Накануне нового года, когда власти подводили итоги пилотного проекта в сфере транспорта, депутаты подчеркивали, что автоматическая система учета пассажиропотока внедрена не в полном объеме. То есть поездки учитываются с помощью валидаторов, но нет дублирующего контроля по датчикам входа-выхода над каждой дверью в салонах автобусов. Это называлось одной из причин, по которой вопрос о тарифе стоит перенести с рассмотрения.
По информации Business Class, вопросы об экономической обоснованности тарифа по-прежнему не сняты окончательно. В связи с этим сегодня решение, скорее всего, принято не будет. Профильному комитету предстоит еще раз собраться до пленарного заседания, которое состоится 28 января. У администрации будет несколько дней, чтобы подготовить исчерпывающие ответы на вопросы депутатов. При этом маловероятно, что дума станет настаивать на уменьшении предложенной администрацией величины тарифа. Важно то, чтобы корректность расчетов не вызывала сомнений. Что касается размера тарифа, один раз он уже скорректирован – в связи с принятием новой методики расчета, ведь еще летом 2019 года речь шла о повышении стоимости проезда до 28 рублей за наличные и 26 рублей – по безналу. Дата вступления в силу нового тарифа также уже поменялась: изначально это был декабрь 2019 года. Тогда предполагалось, что цена будет увеличена в два приема: в конце 2019 года, а затем – в 2020 году. Но в результате предварительного обсуждения с депутатами администрация Перми решила не рисковать и не стала настаивать на повышении с 1 декабря.
Когда реализовать вариант с «двумя ходами» не получилось, в закрытом режиме с властями обсуждалась возможность единоразового, но значительного роста. Условно – поднять тариф сразу до 30 рублей, чтобы не возвращаться к этому вопросу еще и в 2021 году. Однако в думе посчитали, что есть ресурсы не допустить столь значительного повышения и в этом, и в следующем году.
Опыт «сдерживания» роста тарифа в Перми уже есть. В последний раз стоимость проезда в городском транспорте выросла в январе 2016 года – с 16 до 20 рублей. При этом первоначально мэрия рассчитала тариф в размере 22 рублей. Рост тарифа с 13 до 16 рублей произошел с 2015 года. Тогда администрация вышла с предложением – 18 рублей, но утвержденная думой величина оказалась меньше. До этого чиновники предлагали тариф 15 рублей, а депутаты проголосовали за 13 рублей.
Стоит отметить, что в предыдущие годы за повышение стоимости проезда ратовали перевозчики. Сейчас, когда начался переход на новые контракты, по которым они обязаны перечислять выручку от продажи билетов в бюджет, величина тарифа для предпринимателей потеряла важность. Ключевой для них теперь является стоимость контрактов, то есть сколько муниципалитет станет платить им за работу. Правда, «процедурно» этот вопрос все равно связан с принятием тарифа. Для проведения торгов администрации необходимо утвердить соответствующие расходы. По информации «bc», этого не будет сделано, пока не определится новая стоимость проезда, так как иначе неясно, покроет ли выручка от продажи билетов расходы на оплату работы перевозчиков. При этом, по планам мэрии, первые автобусные маршруты должны начать работу по долгосрочным контрактам с 1 апреля, и времени на проведение конкурсов остается все меньше.