С 1 февраля в Перми заработал новый тариф на проезд в общественном транспорте. Впервые он дифференцирован в зависимости от способа оплаты: разовая поездка за наличные составляет 26 рублей, при оплате банковской или транспортной картой – 24 рубля. Вместе с тем внедрено и тарифное меню.
В Перми начали работать единые транспортные карты. Рассказываем, где их купить и как пополнить03 декабря 2019, 12:00Директор Института транспортного планирования Михаил Якимов оценил транспортные нововведения в Перми и сравнил ход реформы с другими крупными городами:
«Внедрение различных тарифных меню – обязательный этап любой реформы городского общественного транспорта. То, что сейчас реализуется в Перми, – первый этап, на котором задаются векторы развития, выбор между системами кредитования и резервированием. Говоря другими словами, между оптовой покупкой и покупкой сертификата.
Я уверен, что в дальнейшем пермское тарифное меню будет совершенствоваться и усложняться. В качестве примера посмотрите на тарифы и опции, предлагаемые операторами мобильной связи. В них сложно разобраться, но они дают возможность подобрать максимально подходящий тебе продукт. В Перми правильно начали с простого тарифного меню на первом этапе. Выделены льготные категории граждан и введены проездные документы, авансирующие поездки.
Основная задача мэрии на первом этапе – выпустить и распространить необходимый объем карт. В день примерно 400 тысяч горожан совершают в среднем 800 тысяч поездок. Приблизительные расчеты показывают, что необходимо распространить примерно 270–280 тысяч карт. Когда транспортные карты будут у большинства потенциальных пассажиров, когда они освоятся с новой технологией оплаты и пополнения карт, вот тогда можно будет и усложнять тарифное меню.
Начальный этап внедрения нигде никогда не был спокойным. Что любопытно, недовольства выражается гораздо больше, если впоследствии по какой-то причине нужно менять систему или оператора, работающего с транспортными картами. В любом случае, каждый город проходит непростой процесс притирки к новой системе оплаты поездок. При этом в Перми ситуация сложнее, чем обычно, в силу многогранности транспортной реформы. Изменения маршрутов, отмена троллейбусов, переход на брутто-контракты с перевозчиками, введение новой стоимости поездки и тарифного меню – все это в других городах реализовывали последовательно, а не одновременно, как в Перми. На этом фоне решение на данном этапе вводить максимально простое тарифное меню – совершенно верное».
Об эксперте:
Михаил Якимов – доктор технических наук, профессор кафедры «Организация и безопасность движения» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета, директор Института транспортного планирования, член Общероссийской общественной организации «Российская академия транспорта», член Общественного совета при Ространснадзоре.