Александр Анатольевич, по официальным данным, вы совладелец 52 организаций, их выручка за 2018 год составила 25,4 млрд рублей. Данных за 2019 год в открытых источниках пока нет, но как по вашим оценкам – выручка будет больше?
– Доходность немного упала, но в общем, думаю, выручка увеличилась. Давайте прямо сейчас я уточню ваш вопрос (Александр Репин вызывает одного из подчиненных, который называет сумму 36 млрд рублей – прим. ред.).
Если выручка за 2019 год составила 36 млрд рублей, то это почти наполовину выше, чем в 2018 году.
– 36 млрд – это выручка всего холдинга «Сатурн-Р». То есть рост по сравнению с 2018 годом есть, но здесь большую роль играет инфляция.
Например, в 2018 году «Сатурн» продал около 103 тысяч квадратных метров жилья, а в 2019-м – 75 тысяч. Конечно, цены на недвижимость выросли, и нельзя говорить о спаде финансовых показателей на этом направлении, но все же тенденция не очень хорошая.
Или направление продажи автомобилей. Ежегодно мы инвестируем 200-300 млн рублей в покупку новых автосалонов, в развитие и т.п. Но доходность автопродаж упала, рентабельность составляет не более 7-8%. Да, это выше инфляции, это в плюс, но все-таки показатели не очень значительные. Мне, конечно, грех жаловаться, «Сатурн-Р» – большой холдинг, наша балансовая прибыль за прошлый года составила свыше 2 млрд рублей. Компания может себе позволить инвестировать, а вот предприятиям поменьше сейчас, конечно, тяжело. На коммерческий кредит автосалон сегодня не откроешь, только если у вас есть собственный денежный поток.
По вашим оценкам, какую долю рынка продаж автомобилей в Пермском крае сегодня контролирует «Сатурн-Р»?
– Думаю, каждый четвертый автомобиль продается в наших салонах. Естественно, когда я вижу, что у других игроков рынка не такая устойчивая финансовая ситуация, то как предпринимателя это меня радует, но как гражданина – однозначно беспокоит.
Вы хотели строить на площадке Красных казарм крупный торговый центр, но вам не позволил губернатор Максим Решетников. На заседании Градсовета первый заместитель мэра Виктор Агеев критиковал ЖК «Арсенал» за цвет облицовки зданий. Почему мнение чиновников, не подкрепленное ничем, кроме должности, является определяющим? Как бизнесу защититься от такой вкусовщины?
– Я не знаю ответа на ваш вопрос. Когда мы обсуждали цвет фасадов в ЖК «Арсенал», то я предлагал сделать их светло-бежевыми, как в ранее построенном доме на улице Фрезеровщиков. Но мой сын (Сергей Репин – директор по развитию холдинга «Сатурн-Р» – прим. ред.) был против. Тогда я собрал специалистов компании и предложил высказаться. В итоге поддержали Сергея, и я согласился, потому что доверяю мнению профессионалов.
Однако как человек, придерживающийся государственной позиции, – думать не только о себе, но и об интересах общества, я, наверное, должен согласиться с Виктором Агеевым, ведь он говорит от имени власти… Другой вопрос – как мы знаем, на вкус и цвет товарища нет.
Я не понимаю, почему столько внимания фасадам. Конечно, из всего дискуссию можно устроить, но ведь фасад – это только одежда здания. Давайте вкладывать во внешний вид больше денег, нет проблем. Но способны ли покупатели квартир платить за это?
Раньше тема фасадов даже не обсуждалась, а сейчас… Я понимаю, что у каждого руководителя есть свой взгляд, каждый хочет внести свою лепту, но в результате это лишь затягивает процесс.
Проект «Арсенала» мы обсуждали с губернатором Максимом Решетниковым, прошли все согласования в краевых ведомствах. Было принято решение, как должен выглядеть жилой комплекс. Решили – так давайте двигаться! Но потом начались разговоры, обсуждения, смена губернатора.
В итоге еще прошлой весной все решили, а воз и ныне там. Теперь если не будут сдвинуты регламентные сроки, самое раннее, когда мы сможем получить разрешение на строительство четвертой очереди ЖК «Арсенал», – это только июль. То есть в апреле все бетонные работы закончим, затем – свайное поле. И…? Три месяца ждем разрешения на строительство. Никто не работает, люди идут в отпуска, и это касается не только тех, кто трудится на площадке, но и сотрудников других подразделений «Сатурн-Р», завязанных на стройку. Кому от этого хорошо?
А ведь со своей стороны мы все сделали! Мы купили площадку за 1,5 млрд рублей, потом вынужденно заморозили ее, подготовили следующую – на Бахаревке. Когда с ней решится вопрос – неизвестно. Земельный участок– есть, деньги есть, люди есть, даже госпрограмма соответствующая есть. А стройка стоит.
Резюме: вопрос фасадов, внешнего вида – не тот вопрос, на котором надо сегодня сосредоточиваться. Будет потребность у людей, захотят они на это тратить собственные средства – будут и новые фасады у домов. Это не тема для государственного регулирования, покупатели своими деньгами проголосуют и выберут, какой цвет, вид и т.п. детали им по душе. Я к жилью очень прагматично отношусь, радовать глаз должны какие-то специальные объекты – музеи, театры и прочее, а многоквартирный дом прежде всего должен быть удобен и хорош в эксплуатации. Именно за это люди сегодня и платят.
Как Садовый, только новый. Проект четвертой очереди ЖК «Арсенал» вызвал дискуссию28 февраля 2020, 13:00Администрация Перми планирует до конца года выставить на торги только шесть площадок под застройку. Многие девелоперы систематически сетуют, что мэрия не готовит участки для строителей. Вы согласны?
– Насколько я слышал, в Перми выдано разрешений на строительство 1,5 млн квадратных метров жилья, то есть в течение трех лет по 500 тысяч «квадратов» должно сдаваться. А если эти площадки не осваиваются, то давайте поймем – почему. Вот в чем вопрос, и его надо решать в первую очередь.
«Сатурн» обеспечен работой на 8 лет вперед, если ежегодно строить по 100 тысяч квадратных метров (на этот показатель мы и ориентируемся). Но постоянно возникают камни преткновения с администрацией.
Вот посмотрите на Бахаревку. По сути, она должна стать идеальным городским районом. Мы можем возвести здесь 450 тысяч квадратных метров жилья, микрорайон для 20 тысяч человек. Здесь запланирован ТРЦ местного значения, школа, детсады. Поскольку земля на Бахаревке дешевле в шесть раз, чем на Красных казармах, то парковки сможем сделать практически на каждую семью. Хороший проект, я уверен, людям понравится. Но скажите, чья задача заниматься возведением инфраструктуры? Сегодня отвечают – пусть делает застройщик за свой счет. Но почему? Например, «Сатурн» готов построить социальные учреждения, однако пусть эти расходы будут компенсированы из бюджета.
То есть пока вопрос с Бахаревкой подвис?
– Не могу так сказать, есть договоренность с мэром Перми Дмитрием Самойловым обсудить застройку Бахаревки. Если на мое предложение поговорить об этом не прозвучало «нет», значит, будет какое-то «да». Вопрос – какое. Думаю, должно быть все нормально.
Освоение Бахаревки означает дальнейшее растаскивание города за счет окраин.
– Думаю, что смогу объяснить, почему это необходимо для города. Давайте не забывать, что сфера недвижимости живет по рыночным законам, у меня нет сомнений, что квартиры на Бахаревке будут востребованы. Я же не стану строить, зная, что никто не купит. А если есть заинтересованные покупатели, значит, город должен тянуть сюда сети, инфраструктуру и т.д. Напомню, что есть программа «Стимул», по которой власти выделяют деньги на инфраструктуру для комплексной застройки. Если сейчас денег нет, я готов начать строить за свои, но чтобы потом получить компенсацию. Дарить точно не готов. Почему я должен дарить? Объясните.
Введение платы в 4 тысячи с квадратного метра при превышении ограничений по высотности вызвало массу критики со стороны строителей. Ваше отношение?
– Можно мне прямо высказаться? Это чушь и беззаконие. Сначала устанавливаются параметры высотности, по которым строить абсолютно невыгодно, а потом говорится: а вот так вы можете обойти эти ограничения. Понимаете? Заведомо были заложены правила, которые невозможно соблюсти.
Чем это закончится? «Сатурн» собирается оспаривать решение властей Перми в суде?
– Наверное, кто-то другой, а не строительная компания, должна следить за соблюдением законов. Как-то это все несерьезно… Но, конечно, идея с платежами по 4 тысячи рублей с метра – плохая. Я ведь предлагал простой и понятный вариант – пусть строительные компании платят НДС (сейчас существует обширный список строительных работ, при выполнении которых НДС не взимается – прим. ред.). Все предельно прозрачно, и это, кстати, было бы больше, чем 4 тысячи с метра. Во всяком случае, точно не меньше. А уже собрав НДС, государство перераспределяло бы его на решение социальных вопросов. На мой взгляд, это понятный и справедливый подход. Однако также возникает вопрос, как Федерация, а затем субъект решит воспользоваться дополнительным налогом с застройщика. Ведь даже сегодня в государстве скопилось около триллиона рублей на решение подобных проблем без дополнительных сборов, а нагрузка на бизнес продолжает расти.
Вы не будете добиваться от властей Перми отказа от идеи социальных выплат? Я имею в виду не лично вас, а застройщиков в целом.
– Слушайте, ну судиться с государством глупо. Когда суд принимает решение против власти? У меня остановили строительство на Красных казармах, пока я не подписал соглашение о строительстве школы за свой счет. Просто аннулировали – и все. Стройка стояла два года. Я мог бы судиться, хватило бы амбиций встать в позу. Но я другой позиции придерживаюсь, меня воспитали государственным человеком. Надо разговаривать с властью, искать компромиссы.
На Градсовете разбирали проект строительства четвертой очереди ЖК «Арсенал». Звучало много критики, один из членов совета даже назвал этот район будущим гетто. Было много вопросов по организации транспортного сообщения. Вам нравится этот проект?
– Да, мне проект нравится. Здесь будет хорошее жилье, локальный торговый центр с разнообразной начинкой, школа, детский сад и спортивное ядро.
Что касается транспортной доступности, пойдемте, я вам покажу на карте (Александр Репин разворачивает на столе масштабную карту застройки Красных казарм – прим. ред.). Мы на своей земле сделали дорогу внутри микрорайона. Администрация предлагала ограничиться гравийным вариантом, но мы построили нормальную асфальтированную. Повторюсь, за счет компании. Никто не мешает сейчас сделать с нее съезды на улицы Льва Шатрова или Чкалова. Далее – продление улицы Сибирской за площадь Карла Маркса и с выходом на Чкалова.
Через дом по Чернышевского, 23?
– Совершенно верно. Город может продлить улицу Сибирскую. Или эти дороги тоже должен возводить «Сатурн»?
Если администрация реализует этот проект, то Красные казармы будут, пожалуй, самым обеспеченным по транспортной доступности микрорайоном города. А сегодня и так предусмотрено шесть выездов.
Несколько вопросов о политике. В свое время вы написали письмо Владимиру Путину. Зачем – и была ли какая-то реакция?
– Я даже несколько писал (смеется). Это была программа экономического развития, мое видение. Может, это странно выглядит, но мне казалось важным высказать позицию как предпринимателя, занимающегося реальным бизнесом в России. А по поводу реакции – нет, ее не было.
В 2006 году вы баллотировались в мэры Перми, а в 2008-м выдвигались в депутаты Законодательного собрания края. С тех пор политикой не занимались. Почему?
– Тогда мой подход был бы полезен государству, а сегодня все изменилось.
Что вы имеете в виду?
– Приведу такой пример. На протяжении многих лет строится Восточный обход Перми. Четыре полосы, разделенка, сначала один отрезок, затем другой, третий. Но я бы лучше сначала сделал две полосы, зато на всей протяженности обхода, а уже потом расширял ее дальше, улучшал. То есть люди получили бы качественную трассу намного раньше. Для меня всегда главное – удобство для людей, а не дополнительное украшательство. Сейчас другая ситуация, другое финансирование и т.п.
Или я бы сделал несколько двухуровневых развязок на выездах из Перми, чтобы не было никаких дорожных пересечений… Ну, в общем, что об этом сейчас говорить.
Вы третий созыв в Общественной палате края. Зачем вам членство в палате?
– Думал, что это будет иметь положительный эффект. Естественно, не для меня, а с точки зрения интересов Пермского края.
Думали? То есть мнение изменилось?
– Палата в основном реагирует на федеральные инициативы, а местные, прежде всего, касаются общественной жизни. С одной стороны, это не совсем то, чего я ждал. Но с другой – наверное, в России по-иному и не получится. Страна таких масштабов может быть только империей. Позволить регионам жить самостоятельно – значит потерять государство, а лишившись государства, мы потеряем и нацию. Поэтому вопросов по поводу происходящего много, но нужна устойчивость государства, значит, все идет правильно.