В период действия режима самоизоляции пермские перевозчики продолжают, по их выражению, «возить воздух». Транспорт пустует за исключением часов пик, когда едут на работу и обратно сотрудники предприятий, не остановивших производство. Сейчас первоочередная задача – сохранить коллективы. Для выплаты зарплаты перевозчики обращаются за кредитами.
Особенно тяжело сейчас работать по старым договорам, по их условиям доходы перевозчиков формируются из билетной выручки. Новые контракты предполагают фиксированную оплату из бюджета. «Основная часть маршрутов обслуживается еще по старым правилам. На них автобус, отработав на линии целый день, не «привозит» денег даже на то, чтобы покрыть расходы на топливо», – рассказал Эдуард Мирзамухаметов, руководитель компании «Дизель». Предварительные расчеты, по его словам, показывают, что за апрель предприятие получило убыток 15 млн рублей от работы на двух основных маршрутах №32 и №77.
Городские власти анонсировали перечисление бюджетных субсидий перевозчикам, назвав ориентировочную сумму за апрель – 66 млн рублей на все предприятия, которые сейчас продолжают обслуживать маршруты (таких 35). «Мы понимаем, что бросить вас в условиях падения пассажиропотока, значит, за два-три месяца закончить существование перевозчиков в Перми», – заявил глава Перми Дмитрий Самойлов представителям отрасли на заседании городской комиссии по ЧС.
На обслуживание семи маршрутов в Перми не поступило ни одной заявки26 апреля 2020, 08:30Депутат Пермской городской думы Александр Филиппов обратил внимание на отсутствие должного обоснования озвученной администрацией инициативы. «Поддерживать отрасль пассажирских перевозок нужно – равно как и другие сферы городского хозяйства и бизнеса. Кто именно получит помощь, должно быть определено по понятным критериям, которые на сегодня мэрией не озвучены. Уже пора принимать решение, поскольку вопрос срочный. Но это не отменяет гласного и открытого обсуждения, а также того, что предлагаемые меры должны быть прозрачными», – подчеркнул депутат Александр Филиппов.
В мэрии отметили, что субсидии перевозчикам будут предоставлены исходя из количества отработанных часов. Но пока предприниматели не знают, как это будет работать. «Нет утвержденного норматива и методики расчета субсидий. Только слова, которые к договору не пришьешь, а ситуация крайне тяжелая», – говорит г-н Мирзамухаметов.
Руководитель компании «Мега-Групп» Валерий Ротманов соглашается: работа по старым договорам приносит катастрофические убытки. «Выручки не хватает не то что на зарплату, а даже на заправку автобусов. По новым контрактам оплата выстроена так, что деньги за апрель получим, в лучшем случае, в середине июня. Нынешний период переживаем за счет внутренних резервов, чтобы обеспечить сотрудников. Если за два-три месяца ситуация не изменится, то есть не вернемся в нормальный режим работы или не получим поддержку властей – Пермь действительно может потерять перевозчиков», – считает он.
Влияет на ситуацию и то, что отрасль находится на переходном этапе: 1 июня истекает срок действующих договоров по большинству маршрутов. По планам администрации, должны начать действовать новые долгосрочные контракты. Но пока перевозчики не имеют гарантии и подтверждения тому, что продолжат работу. Это сказывается на оценке банков, когда они, например, рассматривают заявки на получение «зарплатных» кредитов.
Кроме того, такой заем так или иначе придется погашать. «Даже льготный кредит – это дополнительная нагрузка в дальнейшем. Он только полгода беспроцентный», – говорит председатель НП «Автолидер» Александр Богданов. По его словам, перевозчики надеются на прямую поддержку пермских властей, но понимают, что сейчас «плохо всем». «Есть предприятия, которые вообще стоят закрытые. Казалось бы, нам что жаловаться – работа есть. Но денег она сейчас все равно не приносит. Еще недавно мы думали про обновление подвижного состава, лизинге и прочем. Сегодня оглядываюсь назад с мыслью: хорошо, что не успели в это влезть, потому что непонятно, чем платить», – поясняет собеседник.
В сложной экономической ситуации стоит отложить проведение аукционов, по результатам которых планируется заключить пятилетние контракты, считает перевозчик Александр Стерлягов. «Завышенные с учетом нынешней ситуации требования к подвижному составу невыполнимы без соответствующего уровня финансирования. А стоимость работы, которая установлена сейчас, не покрывает никаких рисков бизнеса в условиях нестабильной экономики», – подчеркивает он. К тому же никуда не делись проблемы с получением банковской гарантии на пять лет. Напротив, переход на дистанционный режим работы только усложнил эту процедуру. Например, невозможен выезд специалиста для оценки объектов залога.
Еще один аргумент в пользу того, чтобы перенести начало работы по пятилетним контрактам с 1 июня: 15 июля должны вступить в силу изменения в федеральный закон, которые позволят снизить требуемый размер обеспечения с 10% до 0,5 % от суммы контракта. Это позволит участвовать в аукционах гораздо большему числу перевозчиков. Закупки уже объявлены, срок подачи заявок истекает 29 апреля.