В Перми может быть организован Венчурный саммит. С такой идеей выступили инициаторы площадки для стартапов «Разведка боем». По их словам, в этом году саммит можно провести в онлайн-формате, а затем и непосредственно собрать в Перми заинтересованных людей со всей России. Вячеслав Турпанов, сооснователь «Разведки боем», рассказал Business Class о сегодняшнем этапе развития проекта, влиянии пандемии на инвесторов и стартаперов, смелости аутсайдеров и перспективах Венчурного саммита.
Вячеслав, проект «Разведка боем» работает уже три года. Что изменилось, если сравнивать старт и сегодняшнее положение дел?
– Площадка «Разведки боем» – это место встречи генераторов идей и инвесторов. Здесь можно уловить рыночные тренды, увидеть, как меняется бизнес при появлении новых технологий. Это безумно интересно, даже если вы не относитесь ни к числу инвесторов, ни к числу стартапов. Здесь участвуют и новаторы, и ученые, и инвесторы.
Нам как организаторам площадки нужны не просто идеи, это должен быть проект с разработанным планом или даже прототипом, а возможно, с уже сложившимся денежным потоком. Дело в том, что «Разведка боем» за три года своей работы перешла на уровень отбора более зрелых стартапов. У нее постоянно расширяется круг инвесторов. Их запросы растут как к качеству проектов, так и к содержанию (новаторство, ноу-хау…). Они тратят свое время, при этом совершенно оправданы их завышенные требования к стартапам. И нам как организаторам меньше всего хочется видеть среди стартапов «городских сумасшедших», а такие тоже бывали. Мы всегда предварительно отбираем проекты, прежде чем выпустить их «в бой».
О площадке «Разведка боем»:
Проект существует более трех лет. «Разведка» появилась в Перми, но сейчас это федеральная площадка: сессии проходят в Москве, Самаре, Ярославле. Сейчас это уже сервис, встроенный в систему НТИ Агентства стратегических инициатив. Обычно в разведке участвуют 35-55 проектов и примерно 30 инвесторов. В период пандемии эти встречи проходят в формате онлайн-конференций. Перед каждой «Разведкой боем» для стартаперов проходит обучающий вебинар, где им рассказывают о нюансах, которые надо учесть при подготовке презентаций.
Как работает механизм разведки?
– Разведка длится два дня: в первый день – «лифт» – проходит представление всех проектов. Презентация проекта ограничена лимитом в три минуты. За это время генераторы стартапа должны успеть рассказать инвесторам суть проекта. Мой совет: важно грамотно расставить акценты, не надо рассказывать про себя и свою историю, расскажите про инвестора и его будущее в вашем бизнесе.
Во второй день разведки – «труба» – проходят экспертные сессии инвесторов с заинтересовавшими их участниками. Здесь тоже есть ограничения по времени. На знакомство отведено 15 минут. В разговоре обе стороны рассказывают о себе, и происходит какая-то магия. Или не происходит.
По вашему опыту, какие проекты востребованы в первую очередь?
– Все проекты должны быть ориентированы на глобальный рынок. На внутренний рынок ориентироваться неинтересно, это узко. В целом в разведке участвуют и находят инвесторов проекты из разных сфер, в том числе самых традиционных. К примеру, был предприниматель с действующим бизнесом по производству рыболовных снастей, ему необходимо было расширяться. Были запросы на развитие сети кофеен, салона красоты, по утилизации бытовых отходов и прочее.
Поддержка стартапа является довольно рискованным выбором. Венчурные инвесторы – азартные люди?
– Безусловно. Если бы мы были консервативны, у нас ничего не получалось бы и не было бы такого венчурного движения. Бизнес-ангелы – необычные предприниматели. Они инвестируют в рискованные проекты, созданные порой на уровне идеи, когда еще даже нет прототипа, чего-то осязаемого. Да ведь и само предпринимательство – это рискованное дело. Налоговая служба ждет от нас прибыли, но не каждое созданное предприятие ее принесет. Кстати, по версии налоговиков, я – серийный предприниматель. По-моему, довольно странный термин – с легким намеком на фильмы про серийных убийц.
Сейчас вы обладатель нескольких таких «серий». Какой результат от вложений вы ожидаете? Какой «выход» из стартапа для инвестора является удачным?
– Идеальная цель – чтобы все стартапы приносили прибыль. Выход – это либо успешная продажа портфельной компании, либо получение стабильных дивидендов. Я выбираю второй путь: остаться и продолжать зарабатывать. Но бывает, что закрываем бизнес. К примеру, мы довольно объемно инвестировали в компанию, занимающуюся технологиями виртуальной реальности. Но в прошлом году решили ее закрыть, фирма обанкротилась. Потеряли очень существенную сумму денег. И это опыт.
Какие стартапы чаще привлекают внимание бизнес-ангелов? Можно ли сказать, что особенно востребованы проекты из IT-сферы?
– Вовсе нет. В моем случае сейчас портфельная инвестиция – это технологическая компания, работающая в индустрии красоты.
Если говорить о сегодняшней ситуации – последствиях пандемии. По вашим оценкам, какие тренды в бизнесе уже очевидны?
Скалодром и смотровая площадка: власти представили проект ремонта парка «Балатово» в Перми06 августа 2020, 15:57– Сейчас все живут в ожидании. Рынок труда, конечно же, изменился. Все ждут, когда можно будет вернуться к нормальной работе. Что изменилось уже – люди чаще будут работать на дому. Скажем, два-три дня в неделю они могут работать только в оффлайн. Сегодня все привыкли и даже оценили преимущества такой работы, а некоторые страны уже предлагают возможности жить и работать у них удаленно (скажем, на полгода).
Разведка боем уже проходила в онлайн-режиме в период пандемии – какие изменения там произошли? Какие проекты «выстрелили» или, наоборот, не сработали?
– Каких-то совершенно новых идей не появилось, но осмелели аутсайдеры и еще те, кто всем приелся. Скажем, IT-стартапы – ранее от них не ждали уже ничего особо нового. Здесь давно крупные игроки подмяли мелких, они сами создают продукты, и мелким на рынке места не было. А теперь они оживились и попали в топ, потому что их услуги по организации онлайн-сервисов стали востребованы.
Чьи позиции ослабели?
– Понятно, что это проекты чаще всего из сферы предоставления услуг. Раньше их выбирали не венчурные инвесторы, а частные – кто стремился, например, диверсифицировать бизнес. Но сейчас им эта сфера тоже не интересна.
Кстати, как вам итоги разведки онлайн? В августе вы снова будете проводить онлайн-площадку?
– Да, это удобно. Конечно, такой формат не отменяет будущих «офлайновых» встреч. Но не каждый инвестор может найти время, чтобы приехать к нам. Сейчас мы все подключаемся из любой точки мира, хотя здесь тоже нужно потратить два дня своего времени. 11 и 12 августа мы проведем «Разведку» онлайн.
Какие тенденции рынка можно уловить, посетив разведку?
– Мир изменился. Сейчас инвестиции – это не только «заводы, пароходы». Есть IT-сфера, биотехнологии, робототехника. Инвесторы ведь улавливают тренды от стартапов. И еще им важно, что интересно их детям. Это будущее. Сейчас стало больше сфер, в которые инвесторам можно заходить. Но компетенций стало меньше.
Вы имеете в виду, что нельзя быть универсальным инвестором?
– Когда я отсматриваю какой-то проект, то приглашаю экспертов, в том числе и вероятных потенциальных партнеров. Я понимаю, мне нужно получить экспертный отклик, на основе которого впоследствии принимаю решение. Далее собираю синдикат. Партнеров выбираю среди тех, кому может быть понятна эта сфера и кому я доверяю.
Как вы находите партнеров? Они ведь не все из Перми?
– Конечно, нет. Это просто те, кто входит в наше комьюнити венчурных инвесторов. Они даже не всегда вначале знают, из какого я города. Но если я выхожу на какую-то новую площадку, достаточно сказать: Вячеслав Турпанов, «Разведка боем» – и коллеги знают, что я делаю и что из себя представляю.
Коллеги – это венчурные инвесторы? Как складываются ваши взаимоотношения?
Торговля через споры. Власти взыскали 7 млн рублей за незаконное размещение НТО06 августа 2020, 07:00– Сейчас сложилось сообщество венчурных инвесторов России. По сути, это уникальные люди с объемным бэкграундом, которые, несмотря на разные препятствия, продолжают работать на российском рынке. У нас появился сигарный венчурный клуб, который объединил инвесторов из разных стран. Мы собираемся каждый четверг как онлайн, так и оффлайн в Москве.
А что можно сказать о предпринимателях? В каких регионах России самые активные генераторы стартапов?
– Идей всегда больше там, где есть университеты. Ученые передают свои мысли тем же студентам. Те, в свою очередь, уже их дорабатывают, и идея выходит в мир как проект. Есть студенты, которые начинают что-то создавать и сами. В любом случае в регионе должна быть научная составляющая, которая генерирует идеи. Но бывают и другие случаи.
То есть появляются и провинциальные самородки?
– Да, но с ними сложнее. Они могут быть гениальными, но с ними тяжело создать бизнес. И это безусловно редкий случай для появления технологического проекта.
Получается, генераторы стартапов – это креативные амбициозные люди, с которыми нужно сработаться?
– Да, и это сложно. Надо ведь понимать, что если ты идешь на разведку, будь готов, что твой стартап будут рассматривать и оценивать множество инвесторов. Ты будешь пускать на свою кухню чужих людей. Если ты не готов, то делай все сам. Иначе твою презентацию увидит целое сообщество, а это совершенно разные люди.
Следующий сложный этап отношений – период, когда стартап должен перерасти в бизнес. Этот переломный момент очень сложен для создателей стартапов. Потому что они – фаундеры, это их детище, они уже себя видят в заголовках статей и топе рейтингов. Но вот пора назначить директора. И здесь надо им объяснить, что фаундер был хорош на этапе стартапа, а дальше бизнес работает по другим правилам. Я всегда всем говорю: вы дошли до инвестора, но будьте готовы, что станете акционерами своей же компании и вот тогда топ-менеджера лучше нанимать. Он заработает твоему пакету акций намного больше, чем ты сам. Не все могут с этим смириться. Это тяжелый процесс. Некоторые инвесторы отпускают фаундеров, чтобы они учились. Работают курсы, есть акселераторы, которые ведут проекты и дорабатывают их, в том числе прокачивают навыки фаундеров, чтобы снова выйти к инвесторам. Акселераторы работают или за счет стартаперов, или берут долю в будущем проекте. Есть государственные и корпоративные акселераторы, которые преследуют интересы в своих сферах.
Расскажите о разведке боем для детей. Для чего вы задумали такую площадку?
– Кстати, сейчас я должен был быть в «Артеке», но пандемия скорректировала и отложила планы. Дело в том, что «Разведка» выступает партнером образовательной программы «Роснано». Мы занимаемся экспертизой детских проектов – ребята со всей России собираются в команды и создают технопроекты, среди которых мы проводим отбор. С этими командами и должны были заниматься две недели в «Артеке». Эта история пока отложена из-за пандемии.
Детская «Разведка» состоит из нескольких этапов: сначала обучающие семинары и сессии, затем идут презентации и обсуждения. Когда в прошлом году мы собирались в «Кванториуме» в Перми, в зале было негде присесть. Этой осенью мы будем проводить детскую «Разведку» в онлайн-формате, что даст возможность поучаствовать ребятам со всей России. Преподаватели Высшей школы экономики снова прочитают курсы по предпринимательству для ребят.
Детской «Разведкой» мы занялись еще и потому, что хочется подготовить детей, даже уберечь их от довольно резких требований или оценок инвесторов. На «Разведке» дети приобретают предпринимательские навыки, необходимые скилы от экспертов. Очень важно, что они получают советы и обратную связь. Сейчас дети из любого города могут поучаствовать в онлайн-отборе проектов. Кстати, и послушать лекции может любой ребенок, не обязательно выступать со своей презентацией проекта.
Дайте совет родителям: как вырастить детей, способных в будущем на предпринимательские успехи?
– Важно быть в фокусе того, что происходит в мире. Понимать, как меняется мир и что прежние правила передачи своего опыта не работают. Есть примеры детей, которые уже сейчас зарабатывают больше родителей – такие ребята приходили к нам на «Разведку», спрашивали совет. Я им отвечал: «Продолжайте делать то, что вы уже делаете. Идите и зарабатывайте. Вам не нужен инвестор». И проекты у них самые разные: они хорошо продвигают свои услуги и продукцию, успешно перепродают товары. Важно успешно считывать тренды, многие ребята это хорошо умеют.
Насколько площадка «Разведки» может быть полезна Пермскому краю?
– Если рассуждать утилитарно: мы поставляем городу «качественных» туристов. Наши оффлайн-мероприятия собирают людей из разных городов. В дни «Разведки» они не только работают, им интересны и новые впечатления. Фестивали, выставки, качественные краеведческие маршруты, гастрономические открытия – такой событийный туризм привлекает нашу аудиторию. Но есть и еще перспективное направление: это работа в моногородах.
К примеру, северные города нашего края, такие как Березники, Губаха, Соликамск?
Опубликован указ губернатора, снимающий режим самоизоляции в Пермском крае06 августа 2020, 09:05– Да, это города с крупнейшими российскими предприятиями переживают сейчас мощный миграционный отток молодого населения и, конечно же, кадровый голод. «Метафракс», «Уралкалий», «Уралхим» – эти корпорации работают по самым прогрессивным технологиям. У них есть общая проблема: колоссальная нехватка специалистов с высоким интеллектом. Это градообразующие предприятия, ставшие заложниками миграции. Где же им получить умную молодежь? Один путь – позвать ее работать за весомые деньги, но гораздо более правильный путь – «выращивать» таких людей для себя прямо здесь. Нужно дать им возможности для генерации идей. Здесь-то и нужны опыт и возможности «Разведки». Когда-то на предприятиях премировали за рацпредложения, а теперь мы создаем механизмы по поиску молодых генераторов.
Получается, вы можете создать «городские» акселераторы?
– Да, мы можем выстроить систему на местах. «Разведка» или акселератор начнут работать уже со старшеклассниками: ребята будут вовлекаться в процессы высокотехнологичного бизнеса. Это будущие кадры, которые уже живут в этом городе, и они с высокой долей вероятности останутся в нем жить. Таким образом, «Разведка» – это мост, который позволит предприятию получать кадры из местных жителей.
Второй плюс площадки в том, что она поможет найти ответ на запросы большого бизнеса. Корпорации всегда нуждаются в обслуживающих их сервисах. Стартапы «Разведки» и станут тем самым ответом, решением. Я уверен, сотрудничество с правительством и корпорациями в северном кусте Прикамья принесут долговременные эффекты. Произойдет и снижение миграции молодого населения с высоким экономическим потенциалом, и создание новых бизнесов. Ведь если молодежь остается, она заинтересована в том, чтобы было интересно в своем городе жить – именно так рождаются новые сервисы и события.
Вы считаете, «Разведка» имеет особую ценность именно для Перми?
– «Разведка» родилась здесь и готова «приземлиться» в Перми. Пермский регион может стать одним из центров сообщества венчурных инвесторов. Сейчас здесь можно организовать мероприятия, на которые будут приезжать инвесторы со всей страны. И мы можем это делать. «Разведке» доверяют. К нам едут. Можно сделать стартап-тур, и мы знаем, как это провести масштабно. Можно собирать инвестиционные форумы. Это будут серьезные события на два-три дня, с пленарными заседаниями, круглыми столами. И мы готовы обеспечить высокое качество таких мероприятий. Здесь все – «живые»: участники и инвесторы сами делают выбор, они находятся в поиске решений. Это именно то качество, которое мы можем дать, за которое мы можем биться.
У вас есть опыт работы в других городах?
– Да, нас приглашают разные города, инициаторами выступают и мэрии, и фонды, и образовательные учреждения. Нас приглашают те, кто видит в «Разведке» ценность. Скажем, мэрия Ярославля понимает, что горожане уезжают в Москву. Им нужно создавать площадки, чтобы люди могли общаться, видеть варианты развития, чтобы возникали коллаборации с существующими предприятиями. Скажем, в Ярославле местные бизнесмены – это в большей степени москвичи. Им нужны развитие и новые кадры. А на «Разведку» приходят кадры с решениями – талантливые и амбициозные люди. Мэрия Ярославля оплачивает наши услуги по проведению «Разведки».
Давайте создадим идеальный план действий на ближайшие годы в Пермском крае.
– Я считаю, что в ближайший год нам можно было бы совместно с Правительством Пермского края организовать первый Пермский венчурный саммит. Давайте я представлю, кто те люди, кому это интересно. Это частные инвесторы, представители частных и государственных венчурных фондов, акселераторы, предприниматели, техноброкеры, представители институтов развития, ученые и студенты. Суммарно портфели первой половины этого списка составляют миллиарды рублей. Мы готовы содействовать их появлению в крае.
Для того чтобы выстроить такую площадку и собрать классных участников в 2023 году на крупный международный форум, необходима системная работа. Потому что никто одномоментно фокус на Пермь не поменяет. Надо ежегодно создавать предпосылки для того, чтобы инвест-сообщество поверило – Пермский край нацелен на формирование определенных компетенций. Здесь возникают проекты, здесь инвесторы смогут встречаться и обсуждать перспективы. Для этого есть возможности.
Если власть региона эту идею поддержит, мы готовы сотрудничать. Пора сейчас создавать информационное поле, где Пермский край будет звучать как площадка для инвестиционной среды. Мы понимаем, как это сделать. Мы можем качественно собрать в Перми венчурный саммит: в этом году в онлайне, но мы готовы и в оффлайне.