В мэрии Перми признали, что на старте транспортной реформы завысили ожидаемые показатели пассажиропотока. Вкупе с недостатком контроля за оплатой проезда это стало главной причиной убытка, полученного в январе-августе текущего года. За восемь месяцев разница между доходами и расходами транспортной отрасли составила 1,1 млрд рублей.
Из этой суммы 713,8 млн рублей приходится на неверный расчет пассажиропотока и слабый контроль за безбилетниками. Снижение количества поездок в период самоизоляции лишило бюджет 378 млн рублей. Еще 51,7 млн рублей убытков связаны с большей популярностью безналичной оплаты и бесплатных пересадок, чем ожидала администрация. Такие данные представил начальник городского департамента транспорта Анатолий Путин на заседании депутатской комиссии по контролю за транспортной реформой. По расчетам мэрии итоговый убыток за 2020 год составит 1,839 млрд рублей.
Этот прогноз можно считать оптимистичным. Для сравнения – первоначальный расчет депутата Сергея Богуславского приводил к показателю 2,3-2,5 млрд рублей. Мэрия же опирается на положительные тенденции августа и первой половины сентября: рост пассажиропотока на 15-16% и сокращение кассового разрыва. Если в августе он составил 237 млн рублей, то в сентябре ожидается 163 млн рублей.
Как заметил г-н Богуславский, некоторое улучшение ситуации не связано с работой руководителей отрасли.
«Иных факторов, кроме наступления активного сезона, начала занятий у школьников и студентов, мы не видим. Автоматическая система учета пассажиропотока (АСУП) так и не заработала должным образом, соответственно, мы не можем оценить реальное количество поездок и принимать дальнейшие решения», – пояснил он.
АСУП – это видеонаблюдение в салонах и датчики входа-выхода над дверями автобусов и трамваев. Сравнение с данными ЕСОП (единая система оплаты проезда – валидаторы, через которые продают билеты) показывает, что около трети поездок не оплачиваются. Но такой высокий показатель может быть связан и с некорректной работой АСУП. Например, были замечены случаи, когда датчики фиксировали информацию о 200 зашедших пассажирах, когда автобус только выезжал из парка. Анатолий Путин сообщил, что совместно с перевозчиками ведется работа по настройке системы. Им также направлено предписание о необходимости устранить неполадки до конца сентября. По условиям контрактов погрешность АСУП должна быть не более 7%.
Для решения проблемы безбилетного проезда администрация может создать отдельную структуру – оператора по сбору выручки в бюджет. Об этом сообщил глава Перми Дмитрий Самойлов.
«Главная наша недоработка – не наладили работу с безбилетниками, и как результат – недополучение доходов. Департамент транспорта должен сделать все, чтобы этой дыры в бюджете не было», – заявил г-н Самойлов.
Он также перечислил предложения по уменьшению кассового разрыва в транспортной отрасли. Наряду с усилением контроля за сбором выручки это сокращение дублирования маршрутов, увеличение интервалов движения в межпиковое время. Кроме того, рассматривается возможность на некоторых маршрутах изменить класс транспорта (то есть его вместимость) на меньший.
«Администрация предлагает: давайте на части маршрутов пустим автобусы средней и малой вместимости. Но как можно принимать такое решение, не зная, сколько реально людей ездят? В действительности пассажиропоток может быть выше, чем по данным ЕСОП, и автобусы окажутся переполненными», – предостерег депутат Владимир Молоковских. «Мы должны настроить систему таким образом, чтобы людям было комфортно, и они не ждали по полчаса транспорт и не ездили в давке», – подчеркнул он.
Председатель комиссии Александр Филиппов отметил, что депутаты не настаивают на сокращении убытков транспортной отрасли во что бы то ни стало. «Корректировка маршрутной сети и расписания, изменение класса автобусов – это реакция администрации на имеющиеся финансовые проблемы. Наше ключевое требование – усиление работы над доходной частью и качественное выполнение функций заказчика транспортной работы. Это и контроль за сбором выручки, и получение корректных данных о количестве поездок. Наряду с расходами на транспорт бюджет несет и другие социальные обязательства, а из-за управленческих просчетов мы за восемь месяцев получили убыток более 700 млн рублей. Это деньги, которые могли быть направлены на строительство детских садов, бассейна и прочее», – рассуждает он.
Для чистоты эксперимента.
Начальник транспортного департамента Анатолий Путин рассказал о пилотном проекте введения бескондукторной системы оплаты проезда. Начать его планируется на маршруте №80 «ДДК им. Кирова – улица Милиционера Власова». Его выбрали потому, что направление востребованное, но не перегруженное, а также из-за наличия длинного отрезка пути без остановок, что упрощает работу контролеров. Эксперимент должен был стартовать 19 сентября, но соответствующий проект постановления администрации Перми еще не прошел согласование.
Депутат Владимир Молоковских поинтересовался, почему для эксперимента был выбран самый комфортный маршрут и как на этом основании можно делать выводы об эффективности «пилота». Мэр Перми Дмитрий Самойлов отметил, что стоит задача включить в эксперимент не только автобусы №80 с комфортными для работы контролера параметрами, но и направления, проходящие через центр города, где расстояние между остановками небольшое. Одним из таких может стать маршрут №32 – перевозчик уже заявил о желании участвовать в тестировании.
Но депутаты считают, что запускать пилотный проект пока рано.
«Заходить в эксперимент нельзя – мы не знаем достоверно, сколько пассажиров перевозят маршруты. Нужно чтобы система учета проработала корректно хотя бы два месяца, прежде чем принимать решение», – полагает Александр Филиппов.
Информация о функционировании транспортной отрасли будет вынесена на пленарное заседание думы.
Администрация Перми собирается отменить четыре автобусных маршрута16 сентября 2020, 17:05